* Описание составлено с точки зрения катамаранной техники!
Садимся на поезд N182 Москва-Мурманск, котрый отходит с Ленинградского вокзала в 19.28. Стоимость плацкарта 219 рублей.
11.16 | Поезд опоздал. Вещи разгружены. Два человека пошли за билетами на поезд N680 Петрозаводск-Костомукша, два человека пошли узнавать можно ли оставить вещи в камeре хранения. |
11.54 | Купили билеты до ст.Муезерка. Стоимость плацкарта 135 рублей - поезд отходил 29.07.01 в 0.30 а не 28.07.01 в 19.30 как было раньше, это изменение в расписании связано с ремонтом путей и деиствует до конца сентября 2001г. |
12.35 | Перетащили вещи в камеру хранения. Стоимость одного места в сутки - 31 рубль. Пошли гулять по Петрозаводску, договорившись, если что, встречаемся в 23.00 у камеры хранения. |
14.10 | Пообедали на набережной. На набережной, в здании водного вокзала есть туалет. На водном вокзале можно купить билет на катер до о.Кижи. Погода солнечная. Мы пошли на пляж - за водным вокзалом 200м. |
16.53 | Покупавшись и позагорав, пошли в столовую ужинать. Столовые работают до 19.00. |
17.47 | Поужинали в столовой на ул.Ленина, столовая бомжового вида, больше туда не пойдём. Посидели у фонтана. Зашли в кафе, кафе работает до 20.00, с американским мороженым, рекомендуем. Там рядом есть ещё несколько столовых, возможно они получше. Зашли в кинотеатр "Калевала" сеансы в 18.30 - мы уже опоздали, и в 22.00 - было уже поздно. Купили продукты на завтрак в поезд. |
17.47 | Поужинали в столовой на ул.Ленина, столовая бомжоваго вида, больше туда не пойдём. Посидели у фонтана. Зашли в кафе, кафе работает до 20.00, с американским мороженым, рекомендуем. Там рядом есть ещё несколько столовых, возможно они получше. Зашли в кинотеатр "Калевала" сеансы в 18.30 - мы уже опоздали, и в 22.00 - было уже поздно. Купили продукты на завтрак в поезд. |
21.25 | Сидим на вокзале, гулять устали. |
11.35 | Начинаем челночить вещи на платформу. |
0.21 | Загрузились в поезд. Много народу. Поезд обычно отходит с 2 платформы. |
1.20 | Улеглись спать. |
9.30 | Подъём, умываемся, завтракаем. |
10.40 | Начинаем готовится к выгрузке. |
11.55 | Прибыли на ст.Муезерка. Прошли пограничный контроль (проверка паспортов, отдали список группы с паспортными данными каждого из участников. Список заранее подготовили в Москве) Тут же предложили машину ("Жигули" с прицепом) - 150р. за две ходки и 100р за одну. |
12.10 | Погрузили вещи, уехали. |
12.50 | Сделали две ходки. Мы на месте. Песчанный берег, но вообщето помойка, хочется скорее свалить. Часто заезжают местные, у них здесь видимо место для пикников. Погода солнечная, в обед купаемся. Собираем катамараны. |
21.00 | Все катамараны собраны, переправляемся на другой берег. Здесь хорошее место.Местные не потревожат. Готовим ужин. |
00.00 | Отбой. |
Отсчёт километража производится вдоль русла реки, вниз по течению. За нулевой километр берётся железнодорожный мост у п.Муезерский.
Точка начала сплава находится предположительно на 5 км.
9.00 | Подъём. |
12.43 | Выход. Через 300м сужение русла, небольшой короткий порожек. |
12.57 | Левый поворот реки. Поваленное дерево. Небольшой порожек. Мелко. При прохождении катамаран-4 сел на камни. |
13.06 | Чалка на левый берег, песчанный пляж. Погода солнечная. Прямо за спиной антенная вышка. Рядом дорога. |
13.10 | Отчаливаем. |
13.20 | Озеро с песчанными берегами. Сильный боковой ветер. Идти надо левым берегом. |
14.00 | Встаём на правый берег. Полуднёвка. |
23.00 | Отбой. |
8.00 | Подъём. |
8.00 | Подъём. |
10.29 | Выход. |
10.59 | Попутный ветер. На левом берегу хорошая стоянка. |
11.06 | 13км - Старая плотина. Чалка на левый берег. При прохождении распороли катамаран-2. Разрез о камень внешней оболочки днища гандолы длинной 35см. Балон остался невредим. Катамаран-4 проводим. Останавливаемся на ремонт и делаем обед. |
15.30 | Выход. |
15.47 | После разлива на выходе порог. Сужение русла, много камней Катамаран-4 провели, катамаран-2 обнесли. |
16.20 | Выход. |
16.44 | Три порожка. Мелко. Последний провели. |
17.14 | Порог, слева ряж. Много камней. Частично провели. |
17.47 | На правом повороте реки порог, камни, мелко. |
18.20 | Песчанный пляж на левом берегу. Чалимся на ночь. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.18 | Выход. |
10.30 | Порог. Чалка на правый берег. Проход по основной струе. Через 50м порог. Проводим. |
11.15 | На правом берегу стоянка с плакатом "Позаботься о будущем". |
11.20 | Порог. Проводка. |
11.58 | 23км - Порог. Чалка на правый берег. Проходим по основной струе. Через 300м порог, требуется манёвр. |
12.25 | 25км - Низкий деревянный мост. Обнос. |
13.28 | Порог. Проход по центру. |
13.45 | Обед. |
15.46 | Выход. |
15.50 | Два несложных порожка. |
16.20 | Мелкий перекат. |
17.30 | 41км - Впадение в р.Чирко-Кемь |
18.30 | Сильный встречный ветер. Гроза.Чалимся на ночь на левом берегу в заводи. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.19 | Выход. |
12.48 | Входим в о.Момсозеро. Сильный встречный ветер. |
13.20 | Обогнув мыс выходим из озера. Курс строго 0о, проход правой протокой. |
14.10 | Чалка в протоке в Калмозеро. Обед на левом берегу. |
16.09 | Выход. |
16.21 | 59км - Входим в оз.Калмозеро. |
17.02 | Выходим из оз.Калмозеро. |
17.02 | Выходим из оз.Калмозеро. Ветер западный. Чалимся на отбых. |
17.15 | Выходим. |
18.20 | 64км - бетонный автомобильный мост у Андроновой горы. За ним остатки старого моста и перекат. |
18.57 | 66км - ЛЭП. |
19.10 | Чалка на ночь на правый берег. |
После обеда ловим рыбу, собираем ягоды (много черники). Пойманную рыбу жарим и солим. Ягоды перетираем со сгущёнкой и делаем компот.
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.30 | Выход. |
10.57 | 68км - оз.Челгозеро |
11.29 | Выход из озера. Чалимся на правый берег. Светит солнце. Купаемся. |
11.48 | Выходим. |
12.27 | 73км - однопролётный железнодорожный мост. Под мостом несложный порог - Нахкопорог. После моста остров. В правой протоке много камней. В левой протоке порог Карежка с бочкой в центре. Идём левой протокой. После поворота на 180o ещё порог Лоухе, много камней требуется манёвр, идём левым берегом. |
13.21 | Справа избушка. |
13.36 | 76км - деревянный мост. Под мостом порог Чавго. Проходим во второй справа пролёт с уходом в лево. |
14.00 | Остров. Проходим левой протокой. |
14.10 | 77км - порог Хаудо 3к.с. Осмотр с левого берега. По левому берегу ряж. |
14.53 | Проходим порог. Чалимся на правый берег на обед. Светит солнце. Ветер слабый. Купаемся. |
16.53 | Выходим. |
17.10 | Порог Кривой 3к.с. Осмотр с левого берега. Ориентир - объявление на левом берегу о платных стоянках на территории турбазы. Проходит катамаран-4 и встаёт на страховку. Проходит катамаран-2 и втаёт на страховку, одного из участников пожелавшего проити нижнюю часть порога, после поворота, самосплавом. Через 200м
ПОРОГ ТАХКО 4к.с. - самый сложный, на наш взгляд, порог маршрута. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. Собираем лагерь. Завтракаем. Обносим вещи. Проходим п.Тахко на разгруженных катамаранах левым сливом, вдоль ряжевой стенки. |
12.28 | Выходим. |
13.00 | Обед на правом берегу. |
14.53 | Выход. |
15.47 | Отдых. |
15.55 | Выход. |
16.16 | На правом берегу стояночное место. |
17.57 | 96км - левый приток из болота, р.Няугу. |
18.00 | Чалка на ночь на левом берегу. Погода была пасмурной, до обеда шёл дождь, но ветер попутный. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.35 | Выход. |
10.57 | 98км - Первый ледмозёрский порог. Слева ряж. Осмотр с левого берега. Проходим под правым берегом с выходом в центр. |
11.22 | 99км - Второй ледмозёрский порог. Проходим по центру. За порогом с обоих берегов стоянки. |
12.10 | 101км - справа скальное плато, после него слева приток р.Хяме. |
12.20 | Слева приток р.Растас |
12.50 | Справа избушка. |
13.48 | Обед на правом берегу. |
15.33 | Выход. |
16.05 | 113км - порог Кильбо. Ориентир - при подходе на левом берегу изба. Две ступени. Во второй ступени мелко, много камней, возможно проводка. |
16.26 | 114км - на левом берегу несколько изб. |
16.30 | Небольшой перекат. |
16.40 | Длинная быстротока на поворотах. |
16.56 | 116км - порог Осмос. Каменистый перекат. |
17.30 | 118км - порог Никутт. В центре хорошая бочка. Каждый участник проходит порог через бочку самосплавом по два раза. Заодно отрабатываем страховку с воды на катамаране-2. |
18.27 | Потеряли ориетировку. Прошли все пороги сходу. |
19.28 | 125км - порог Рокконен 4к.с. Осмотр с правого берега. Там же есть стоянка. Протяжённость 200м, требуется манёвр. При прохождении вдоль правого берега, из-за ошибки капитана катамарана-2 хорошо сел на камень, что является хорошим подтверждением одного из правил техники безопасности: "Нельзя совершать сплав, тем более проходить препятствия позднее 19.00 !" После некоторых раздумий, катамаран-2 удалось снять собственными силами экипажа. После порога Рокконен через 1 км, за правым поворотом много хороших стоянок. |
20.00 | Чалка на правый берег на ночь. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.42 | Выход. |
10.58 | Острова старое Сосно. Обходим правой протокой. Четыре порога на одном километре.
|
12.21 | Острова Шалсари. |
12.57 | 135км - порог Елисей. За ним порог Олений - 1км шиверы. Много камней, требуется манёвр. |
13.14 | Порожек Лоухи. Проход справа. |
13.25 | 140км - порог Горшок. Ориентир - ряжевая стенка справа и в центре русла. Осмотр с правого берега. Заходим по центру с выходом под правым ряжем. |
13.45 | Шивера, камни. За шиверой чалимся на левый берег. Здесь малина! Остаёмся на полуднёвку. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.25 | Выход. |
10.30 | Перекат. За ним на правом берегу стоянка. |
11.15 | Слева ручеёк. |
11.17 | На правом берегу хорошая стоянка. |
11.49 | 150км - Первые строения п.Боровой на левом берегу. Здесь же стоянка для разбора судов. |
12.00 | Мост. Чалка за мостом на правый берег. Двое гонцов ушли в Боровой за пивом, вкусностями и свежими овощами. Не удалось купить только растительного масла. Расход масла большой - жарка грибов и пойманной рыбы. Берите больше растительного масла с собой! Чалится лучше на левом берегу у первых строений (меньше бегать). |
13.39 | Выход. |
14.02 | Перекат. Справа приток - р.Оврия Через 50м железнодорожный мост, под ним порог. Проход под правым берегом. |
14.10 | ЛЭП. Чалимся на обед. Воду из реки не используем, считаем, что слишком близко у крупных населённых пунктов это не безопасно. Обедаем продуктами купленными в Боровом, запиваем кефиром. |
15.13 | Выход. Перекат. |
15.30 | Перекат. За ним остров. Идём левой протокой. |
15.35 | 160км -
порог Ниласкоски. Ориентир - раздвоение русла реки. Осмотр с острова. В левой протоке шивера. На левом берегу стоянки. |
16.00 | Проходим порог Ниласкоски правой протокой. Чалимся на левый берег напротив шиверы. Ставим тент, разгружаем вещи. |
17.00 - 19.00 | Тренировка.
|
10.00 | Завтрак. |
до 15.00 | Тренировка
|
- | После обеда отдых. |
08.00 | Подъём. |
10.31 | Выход. |
11.00 | Перекат. Правый приток. Слева на мысу стоянка. |
11.16 | Порог на правом повороте. |
11.24 | Изба на правом берегу. За ней чалимся на отдых 10мин. |
12.31 | Приток справа. |
12.49 | о.Кужисари. Идём левой протокой. |
12.54 | Обед на левом высоком берегу с песчанным пляжем. |
15.00 | Выход. |
15.18 | 178км - Трос переправы, справа будка. |
15.33 | Начинается петляние русла. Идём левой протокой. |
15.43 | Впадение правой протоки, через 150м ещё одна. Отдыхаем. |
15.48 | Выход. |
16.00 | Левая протока. 184км - Первые строения п.Юшкозеро. Чалимся на левый берег. Двое идут в магазин добывать растительное масло. На маршруте много грибов и рыбы, масла не хватает. Ни в Боровом, ни в Юшкозере масла не оказалось. |
16.59 | Выход. |
17.06 | Справа заросшее озеро, за ним горы. |
17.18 | Два деревянных моста. |
17.24 | Правая протока. оз.Юшкоярви. Курс 0o по фарватеру из камней |
17.40 | Выход из озера. |
17.55 | Отдых 10мин. |
18.23 | Порожек. |
18.30 | 189км - Красный автомобильный мост и ЛЭП. Под мостом перекат. |
18.37 | оз.Куроярви. Идём правым берегом. |
18.43 | Выход из озера - р.Кемь. |
18.55 | 193км - Порог Куарокоски. Осмотр с правого берега. Две ступени, ширина 70м, мощные валы. У второй ступени слева ряж. Проходим по центру первую ступень. Чалимся на ночь на левом высоком берегу. |
23.00 | Отбой. |
10.00 | Завтрак. |
- | После завтрака тренировка на первой ступени пор.Куарокоски.
|
- | После обеда собираем ягоды, ловим рыбу. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.37 | Выход. Проходим вторую ступень пор.Куарокоски. |
10.51 | Сарай справа. |
12.50 | Обед. |
14.45 | Выход. |
15.40 | Перекатик. |
15.56 | о.Кужисари. Идём правой протокой. |
16.56 | 214км - оз.Роппомо справа. Ориентир - справа изба. В русле остров, идём левой протокой. |
17.06 | Порог Роппомо - перекат. |
17.07 | Замечаем на левом берегу очаг лесного ПОЖАРА. Горит торф,
площадь возгорания уже довольно большая. С помощью канов, водой из реки заливаем огонь. |
18.14 | Пожар вроде бы остановили. Выходим. |
20.22 | Мест для стоянок нет, кругом болота. С большим трудом отыскали подходящее место для ночёвки на правом берегу. Встали на ночь. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.22 | Выход. |
10.35 | о.Вицесари. Идём слева. |
10.54 | о.Пашкасари. Идём справа. |
11.12 | Отдых. |
11.22 | Один из участников обнаружил, что забыл каску на месте
последней ночёвки. Нарушение правила техники безопасности "Сплав осуществлять необходимо в каске и спасжилете!" привело к утере снаряжения. К счастью, рядом оказались рыбаки на моторной лодке. Они с восторгом приняли идею прокатится и вернуть утраченое снаряжение за последние оставшиеся у нас 600гр водки из неприкосновенного запаса. |
11.57 | Снаряжение возвращено. Идём дальше. |
12.26 | о.Мологсари. Идём левой протокой. |
12.35 | Хорошая стоянка на острове. |
12.50 | 231км - Порог Мальвикия - Лёгкий длинный перекат на поворотах. |
12.55 | Обед на острове. |
14.51 | Выход. |
15.07 | Слева километровый столб с отметкой 100. |
15.25 | Конец о.Мологсари. На острове с обратной стороны изба. |
16.16 | о.Кункутшуари. Правая протока по малой воде непроходима. Идём левой протокой. |
16.34 | Левый приток - р.Кужатоя. |
17.11 | 240км - Порог Шурепая-1, слабый перекат. |
17.21 | о.Папиншуари. Идём справа. |
17.39 | 242км - Порог Шурепая-2, скучный перекат. |
18.00 | Чалка на ночь на левый берег. |
До обеда вешаем на берегу навесную переправу - катаемся.
После обеда готовим блины.
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.25 | Выход. |
11.10 | ЛЭП. Строения на правом берегу. |
11.20 | 248км - Паромная переправа. |
11.30 | 249км - п.Панозеро |
11.40 | оз.Паноярви. |
13.00 | 257км - Порог Ламби (Пьяный) - несложная шивера, в русле камни, протяжённость 1,5км. |
13.15 | Обед на левом берегу. |
15.00 | Выход. Стояночных мест нет! Идём неспеша. |
16.12 | Перекат. |
16.46 | Чалка на ночь на правом берегу, на скальной удобной платформе,
перед порогом Белый. Слева приток - р.Дялоноя. |
23.00 | Отбой. |
08.00 | Подъём. |
10.20 | Выход. Идём пор.Белый протяжённостью 6км. |
10.24 | Сарай на левом берегу. |
10.52 | Каменная насыпь слева. За ней дорога на Шомбу. Здесь кончаеся порог Белый. Сильный встречный ветер, планировали сходить у Шомбы на притоке Белый, но идти дальше нашими судами невозможно. Чалимся на левый берег у дороги. Разбираем, сушим суда. Погода солнечная и ветер - всё быстро сохнет. |
- | Упаковываем катамараны. |
- | Разведгруппа из двух человек, до ужина прошла по дороге на основную трассу Панозеро-Шомба. Движение на ней достаточно оживлённое, ходит рейсовый автотранспорт. |
После завтрака два человека идут в Шомбу за машиной.
Неуспев отойти далеко, встречаем сторожа карьера. Он на своей
машине довозит нас до Шомбы и уверяет нас, что подходящей
машины нам не найти. В Шомбе есть небольшой магазинчик. У
местных жителей узнаём, что машины нам действительно скорей
всего здесь не найти, но по трассе вечером ходит пара рейсовых
автобусов. Купили продукты для празненства завершения сплава.
Потом вышли на трассу А-135 в надежде, поймав машину,
договориться с шофёром. Просидев час, и голосуя никто не
остоновился.
Но тут подъехал наш уже знакомый сторож, и как потом выяснелось,
обманув нас, сказал что с ребятами в лагере он договорился и
нас сегодня довезёт до Кеми. Мы приехали в лагерь, как раз было
время обеда.
Оценив ситуацию:
Вежливо объяснив ему ситуацию мы отказались от его услуг.
После обеда снова идём на трассу, но вновь не успев далеко
отойти увидели строительный кран и строителей, которые бодро
разбирали какие-то заброшенные ангары. Подойдя поближе, и
выждав удобный момент, попытались выяснить у них как бы нам
нанять соответствующую машину до Кеми. Их начальник сказал,
что машину он может подогнать только завтра,
УАЗ "Батон", и это обойдётся нам недёшево. Предложив ему 1000
рублей за эту операцию, он без колебаний согласился.
Договорились что машина будет завтра в 9.00 и они нас сами
найдут на карьере. На этом мы с радостью удалились. Вернулись
в лагерь с радостными вестями.
Вечером заготовили несколько сигнальных флагов для скорейшего нашего обнаружения шофёром машины. И приступили с празненству предвкушая удачное завершение похода.
10.00 | Выехали на машине в Кемь. |
11.30 | Приехали в Кемь к зданию вокзала. Четыре участника остаются в Кеми, в 8.00 на следующий день у них билеты на Москву. А я с Анкой, узнав в кассе, что билеты на Москву есть и уехать можно без особых проблем, на этой же машине, добавив шофёру 200 рублей едем в Рабочеостровск, откуда на катерах можно добраться до Соловецких островов. |
На этом первая часть этого похода окончена.
Все подробности прибывания на Соловецких островах, и выезда из г.
Кемь можно посмотреть в отчёте о путешествии на
Соловецкие острова.