* Описание составлено с точки зрения катамаранной техники!


27.07.2001

Садимся на поезд N182 Москва-Мурманск, котрый отходит с Ленинградского вокзала в 19.28. Стоимость плацкарта 219 рублей.


28.07.01

11.16 Поезд опоздал. Вещи разгружены. Два человека пошли за билетами на поезд N680 Петрозаводск-Костомукша, два человека пошли узнавать можно ли оставить вещи в камeре хранения.
11.54 Купили билеты до ст.Муезерка. Стоимость плацкарта 135 рублей - поезд отходил 29.07.01 в 0.30 а не 28.07.01 в 19.30 как было раньше, это изменение в расписании связано с ремонтом путей и деиствует до конца сентября 2001г.
12.35 Перетащили вещи в камеру хранения. Стоимость одного места в сутки - 31 рубль.
Пошли гулять по Петрозаводску, договорившись, если что, встречаемся в 23.00 у камеры хранения.
14.10 Пообедали на набережной.
На набережной, в здании водного вокзала есть туалет. На водном вокзале можно купить билет на катер до о.Кижи.
Погода солнечная. Мы пошли на пляж - за водным вокзалом 200м.
16.53 Покупавшись и позагорав, пошли в столовую ужинать. Столовые работают до 19.00.
17.47 Поужинали в столовой на ул.Ленина, столовая бомжового вида, больше туда не пойдём.
Посидели у фонтана.
Зашли в кафе, кафе работает до 20.00, с американским мороженым, рекомендуем.
Там рядом есть ещё несколько столовых, возможно они получше.
Зашли в кинотеатр "Калевала" сеансы в 18.30 - мы уже опоздали, и в 22.00 - было уже поздно.
Купили продукты на завтрак в поезд.
17.47 Поужинали в столовой на ул.Ленина, столовая бомжоваго вида, больше туда не пойдём.
Посидели у фонтана.
Зашли в кафе, кафе работает до 20.00, с американским мороженым, рекомендуем.
Там рядом есть ещё несколько столовых, возможно они получше.
Зашли в кинотеатр "Калевала" сеансы в 18.30 - мы уже опоздали, и в 22.00 - было уже поздно.
Купили продукты на завтрак в поезд.
21.25 Сидим на вокзале, гулять устали.
11.35 Начинаем челночить вещи на платформу.


29.07.01

0.21 Загрузились в поезд. Много народу. Поезд обычно отходит с 2 платформы.
1.20 Улеглись спать.
9.30 Подъём, умываемся, завтракаем.
10.40 Начинаем готовится к выгрузке.
11.55 Прибыли на ст.Муезерка. Прошли пограничный контроль (проверка паспортов, отдали список группы с паспортными данными каждого из участников. Список заранее подготовили в Москве)
Тут же предложили машину ("Жигули" с прицепом) - 150р. за две ходки и 100р за одну.
12.10 Погрузили вещи, уехали.
12.50 Сделали две ходки. Мы на месте.
Песчанный берег, но вообщето помойка, хочется скорее свалить. Часто заезжают местные, у них здесь видимо место для пикников.
Погода солнечная, в обед купаемся.
Собираем катамараны.
21.00 Все катамараны собраны, переправляемся на другой берег. Здесь хорошее место.Местные не потревожат.
Готовим ужин.
00.00 Отбой.


30.07.01


Пройдено - 5км
ЧХВ - 1.13

Отсчёт километража производится вдоль русла реки, вниз по течению. За нулевой километр берётся железнодорожный мост у п.Муезерский.
Точка начала сплава находится предположительно на 5 км.
9.00 Подъём.
12.43 Выход.
Через 300м сужение русла, небольшой короткий порожек.
12.57 Левый поворот реки. Поваленное дерево.
Небольшой порожек. Мелко. При прохождении катамаран-4 сел на камни.
13.06 Чалка на левый берег, песчанный пляж. Погода солнечная. Прямо за спиной антенная вышка. Рядом дорога.
13.10 Отчаливаем.
13.20 Озеро с песчанными берегами. Сильный боковой ветер.
Идти надо левым берегом.
14.00 Встаём на правый берег. Полуднёвка.
23.00 Отбой.


31.07.01

Пройдено - 11км.
ЧХВ - 2.54.
8.00 Подъём.
8.00 Подъём.
10.29 Выход.
10.59 Попутный ветер. На левом берегу хорошая стоянка.
11.06 13км - Старая плотина. Чалка на левый берег.
При прохождении распороли катамаран-2. Разрез о камень внешней оболочки днища гандолы длинной 35см. Балон остался невредим.
Катамаран-4 проводим.
Останавливаемся на ремонт и делаем обед.
15.30 Выход.
15.47 После разлива на выходе порог. Сужение русла, много камней
Катамаран-4 провели, катамаран-2 обнесли.
16.20 Выход.
16.44 Три порожка. Мелко. Последний провели.
17.14 Порог, слева ряж. Много камней. Частично провели.
17.47 На правом повороте реки порог, камни, мелко.
18.20 Песчанный пляж на левом берегу. Чалимся на ночь.
23.00 Отбой.


1.08.01

Пройдено - 21км.
ЧХВ - 6.11
08.00 Подъём.
10.18 Выход.
10.30 Порог.
Чалка на правый берег. Проход по основной струе.
Через 50м порог. Проводим.
11.15 На правом берегу стоянка с плакатом "Позаботься о будущем".
11.20 Порог. Проводка.
11.58 23км - Порог. Чалка на правый берег. Проходим по основной струе.
Через 300м порог, требуется манёвр.
12.25 25км - Низкий деревянный мост. Обнос.
13.28 Порог. Проход по центру.
13.45 Обед.
15.46 Выход.
15.50 Два несложных порожка.
16.20 Мелкий перекат.
17.30 41км - Впадение в р.Чирко-Кемь
18.30 Сильный встречный ветер. Гроза.Чалимся на ночь на левом берегу в заводи.
23.00 Отбой.


2.08.01

Пройдено - 25км.
ЧХВ - 6.39
08.00 Подъём.
10.19 Выход.
12.48 Входим в о.Момсозеро. Сильный встречный ветер.
13.20 Обогнув мыс выходим из озера. Курс строго 0о, проход правой протокой.
14.10 Чалка в протоке в Калмозеро. Обед на левом берегу.
16.09 Выход.
16.21 59км - Входим в оз.Калмозеро.
17.02 Выходим из оз.Калмозеро.
17.02 Выходим из оз.Калмозеро.
Ветер западный. Чалимся на отбых.
17.15 Выходим.
18.20 64км - бетонный автомобильный мост у Андроновой горы. За ним остатки старого моста и перекат.
18.57 66км - ЛЭП.
19.10 Чалка на ночь на правый берег.


3.08.01

Днёвка.
До обеда тренировка: Погода солнечная, но ветренная.
Температура воздуха +14oC
Температура воды +16oC

После обеда ловим рыбу, собираем ягоды (много черники). Пойманную рыбу жарим и солим. Ягоды перетираем со сгущёнкой и делаем компот.

23.00 Отбой.


4.08.01

Пройдено - 11км.
ЧХВ - 3.34
08.00 Подъём.
10.30 Выход.
10.57 68км - оз.Челгозеро
11.29 Выход из озера.
Чалимся на правый берег. Светит солнце. Купаемся.
11.48 Выходим.
12.27 73км - однопролётный железнодорожный мост.
Под мостом несложный порог - Нахкопорог.
После моста остров. В правой протоке много камней. В левой протоке порог Карежка с бочкой в центре.
Идём левой протокой.
После поворота на 180o ещё порог Лоухе, много камней требуется манёвр, идём левым берегом.
13.21 Справа избушка.
13.36 76км - деревянный мост.
Под мостом порог Чавго.
Проходим во второй справа пролёт с уходом в лево.
14.00 Остров. Проходим левой протокой.
14.10 77км - порог Хаудо 3к.с.
Осмотр с левого берега.
По левому берегу ряж.
14.53 Проходим порог. Чалимся на правый берег на обед.
Светит солнце. Ветер слабый. Купаемся.
16.53 Выходим.
17.10 Порог Кривой 3к.с.
Осмотр с левого берега. Ориентир - объявление на левом берегу о платных стоянках на территории турбазы.
Проходит катамаран-4 и встаёт на страховку.
Проходит катамаран-2 и втаёт на страховку, одного из участников пожелавшего проити нижнюю часть порога, после поворота, самосплавом.

Через 200м ПОРОГ ТАХКО 4к.с. - самый сложный, на наш взгляд, порог маршрута.
Чалимся перед порогом на правом берегу, встаём на ночёвку на вершине скалы. Там единственное ровное место.
На левом берегу строения турбазы.

23.00 Отбой.


5.08.01

Пройдено - 18км.
ЧХВ - 3.31
08.00 Подъём.
Собираем лагерь.
Завтракаем.
Обносим вещи.

Проходим п.Тахко на разгруженных катамаранах левым сливом, вдоль ряжевой стенки.
Каждый экипаж проходит порог по два раза. Потом по одному разу заходим в бочку снизу.
Грузим вещи.

12.28 Выходим.
13.00 Обед на правом берегу.
14.53 Выход.
15.47 Отдых.
15.55 Выход.
16.16 На правом берегу стояночное место.
17.57 96км - левый приток из болота, р.Няугу.
18.00 Чалка на ночь на левом берегу.
Погода была пасмурной, до обеда шёл дождь, но ветер попутный.
23.00 Отбой.


6.08.01

Пройдено - 29км.
ЧХВ - 6.16
08.00 Подъём.
10.35 Выход.
10.57 98км - Первый ледмозёрский порог.
Слева ряж.
Осмотр с левого берега.
Проходим под правым берегом с выходом в центр.
11.22 99км - Второй ледмозёрский порог.
Проходим по центру. За порогом с обоих берегов стоянки.
12.10 101км - справа скальное плато, после него слева приток р.Хяме.
12.20 Слева приток р.Растас
12.50 Справа избушка.
13.48 Обед на правом берегу.
15.33 Выход.
16.05 113км - порог Кильбо.
Ориентир - при подходе на левом берегу изба.
Две ступени. Во второй ступени мелко, много камней, возможно проводка.
16.26 114км - на левом берегу несколько изб.
16.30 Небольшой перекат.
16.40 Длинная быстротока на поворотах.
16.56 116км - порог Осмос.
Каменистый перекат.
17.30 118км - порог Никутт.
В центре хорошая бочка.
Каждый участник проходит порог через бочку самосплавом по два раза. Заодно отрабатываем страховку с воды на катамаране-2.
18.27 Потеряли ориетировку. Прошли все пороги сходу.
19.28 125км - порог Рокконен 4к.с.
Осмотр с правого берега. Там же есть стоянка.
Протяжённость 200м, требуется манёвр.

При прохождении вдоль правого берега, из-за ошибки капитана катамарана-2 хорошо сел на камень, что является хорошим подтверждением одного из правил техники безопасности:

"Нельзя совершать сплав, тем более проходить препятствия позднее 19.00 !"

После некоторых раздумий, катамаран-2 удалось снять собственными силами экипажа.
Экипаж катамарана-4, учтя ошибку первого судна, успешно прошёл порог левым берегом.

После порога Рокконен через 1 км, за правым поворотом много хороших стоянок.

20.00 Чалка на правый берег на ночь.


7.08.01

Днёвка.
23.00 Отбой.


8.08.01

Пройдено - 17км.
ЧХВ - 3.03
08.00 Подъём.
10.42 Выход.
10.58 Острова старое Сосно. Обходим правой протокой.
Четыре порога на одном километре.
  1. Осмотр справа, проход по центру.
  2. Очень мелко. Проводка.
  3. Проходим по центру.
  4. Шивера.
12.21 Острова Шалсари.
12.57 135км - порог Елисей.
За ним порог Олений - 1км шиверы. Много камней, требуется манёвр.
13.14 Порожек Лоухи. Проход справа.
13.25 140км - порог Горшок.
Ориентир - ряжевая стенка справа и в центре русла. Осмотр с правого берега.
Заходим по центру с выходом под правым ряжем.
13.45 Шивера, камни.
За шиверой чалимся на левый берег. Здесь малина! Остаёмся на полуднёвку.
23.00 Отбой.


9.08.01

Пройдено - 17км.
ЧХВ - 2.28
08.00 Подъём.
10.25 Выход.
10.30 Перекат.
За ним на правом берегу стоянка.
11.15 Слева ручеёк.
11.17 На правом берегу хорошая стоянка.
11.49 150км - Первые строения п.Боровой на левом берегу.
Здесь же стоянка для разбора судов.
12.00 Мост.
Чалка за мостом на правый берег.
Двое гонцов ушли в Боровой за пивом, вкусностями и свежими овощами.

Не удалось купить только растительного масла. Расход масла большой - жарка грибов и пойманной рыбы.

Берите больше растительного масла с собой!

Чалится лучше на левом берегу у первых строений (меньше бегать).

13.39 Выход.
14.02 Перекат.
Справа приток - р.Оврия

Через 50м железнодорожный мост, под ним порог.
Проход под правым берегом.
14.10 ЛЭП.
Чалимся на обед.
Воду из реки не используем, считаем, что слишком близко у крупных населённых пунктов это не безопасно. Обедаем продуктами купленными в Боровом, запиваем кефиром.
15.13 Выход.
Перекат.
15.30 Перекат.
За ним остров. Идём левой протокой.
15.35 160км - порог Ниласкоски.
Ориентир - раздвоение русла реки.
Осмотр с острова.
В левой протоке шивера.
На левом берегу стоянки.
16.00 Проходим порог Ниласкоски правой протокой.
Чалимся на левый берег напротив шиверы.
Ставим тент, разгружаем вещи.
17.00 - 19.00 Тренировка.

10.08.01

Днёвка.
10.00 Завтрак.
до 15.00 Тренировка
  • Страховка корабликом.
  • Метание морковки.
  • Страховка морковкой.
- После обеда отдых.

11.08.01


Пройдено - 33км.
ЧХВ - 4.54
08.00 Подъём.
10.31 Выход.
11.00 Перекат.
Правый приток.
Слева на мысу стоянка.
11.16 Порог на правом повороте.
11.24 Изба на правом берегу.
За ней чалимся на отдых 10мин.
12.31 Приток справа.
12.49 о.Кужисари.
Идём левой протокой.
12.54 Обед на левом высоком берегу с песчанным пляжем.
15.00 Выход.
15.18 178км - Трос переправы, справа будка.
15.33 Начинается петляние русла. Идём левой протокой.
15.43 Впадение правой протоки, через 150м ещё одна.
Отдыхаем.
15.48 Выход.
16.00 Левая протока.
184км - Первые строения п.Юшкозеро.
Чалимся на левый берег. Двое идут в магазин добывать растительное масло.
На маршруте много грибов и рыбы, масла не хватает.
Ни в Боровом, ни в Юшкозере масла не оказалось.
16.59 Выход.
17.06 Справа заросшее озеро, за ним горы.
17.18 Два деревянных моста.
17.24 Правая протока.
оз.Юшкоярви.
Курс 0o по фарватеру из камней
17.40 Выход из озера.
17.55 Отдых 10мин.
18.23 Порожек.
18.30 189км - Красный автомобильный мост и ЛЭП.
Под мостом перекат.
18.37 оз.Куроярви.
Идём правым берегом.
18.43 Выход из озера - р.Кемь.
18.55 193км - Порог Куарокоски.
Осмотр с правого берега.
Две ступени, ширина 70м, мощные валы. У второй ступени слева ряж.
Проходим по центру первую ступень.
Чалимся на ночь на левом высоком берегу.
23.00 Отбой.

12.08.01


Днёвка.
10.00 Завтрак.
- После завтрака тренировка на первой ступени пор.Куарокоски.
  • Самосплав.
  • Переворот катамарана-2.
  • Аварийное зачаливание катамарана-2 катамараном-4.
  • Передвижение в воде с веслом.
- После обеда собираем ягоды, ловим рыбу.
23.00 Отбой.

13.08.01


Пройдено - 31км.
ЧХВ - 6.43
08.00 Подъём.
10.37 Выход.
Проходим вторую ступень пор.Куарокоски.
10.51 Сарай справа.
12.50 Обед.
14.45 Выход.
15.40 Перекатик.
15.56 о.Кужисари.
Идём правой протокой.
16.56 214км - оз.Роппомо справа.
Ориентир - справа изба.
В русле остров, идём левой протокой.
17.06 Порог Роппомо - перекат.
17.07 Замечаем на левом берегу очаг лесного ПОЖАРА. Горит торф, площадь возгорания уже довольно большая.
С помощью канов, водой из реки заливаем огонь.
18.14 Пожар вроде бы остановили.
Выходим.
20.22 Мест для стоянок нет, кругом болота.
С большим трудом отыскали подходящее место для ночёвки на правом берегу.
Встали на ночь.
23.00 Отбой.

14.08.01

Пройдено - 20км.
ЧХВ - 4.57
08.00 Подъём.
10.22 Выход.
10.35 о.Вицесари.
Идём слева.
10.54 о.Пашкасари.
Идём справа.
11.12 Отдых.
11.22 Один из участников обнаружил, что забыл каску на месте последней ночёвки.

Нарушение правила техники безопасности "Сплав осуществлять необходимо в каске и спасжилете!" привело к утере снаряжения.

К счастью, рядом оказались рыбаки на моторной лодке. Они с восторгом приняли идею прокатится и вернуть утраченое снаряжение за последние оставшиеся у нас 600гр водки из неприкосновенного запаса.

11.57 Снаряжение возвращено.
Идём дальше.
12.26 о.Мологсари.
Идём левой протокой.
12.35 Хорошая стоянка на острове.
12.50 231км - Порог Мальвикия -
Лёгкий длинный перекат на поворотах.
12.55 Обед на острове.
14.51 Выход.
15.07 Слева километровый столб с отметкой 100.
15.25 Конец о.Мологсари.
На острове с обратной стороны изба.
16.16 о.Кункутшуари.
Правая протока по малой воде непроходима.
Идём левой протокой.
16.34 Левый приток - р.Кужатоя.
17.11 240км - Порог Шурепая-1, слабый перекат.
17.21 о.Папиншуари.
Идём справа.
17.39 242км - Порог Шурепая-2, скучный перекат.
18.00 Чалка на ночь на левый берег.

15.08.01

Днёвка.

До обеда вешаем на берегу навесную переправу - катаемся.
После обеда готовим блины.


16.08.01


Днёвка.
23.00 Отбой.

17.08.01


Пройдено - 19км.
ЧХВ - 4.36
08.00 Подъём.
10.25 Выход.
11.10 ЛЭП.
Строения на правом берегу.
11.20 248км - Паромная переправа.
11.30 249км - п.Панозеро
11.40 оз.Паноярви.
13.00 257км - Порог Ламби (Пьяный) - несложная шивера, в русле камни, протяжённость 1,5км.
13.15 Обед на левом берегу.
15.00 Выход.
Стояночных мест нет!
Идём неспеша.
16.12 Перекат.
16.46 Чалка на ночь на правом берегу, на скальной удобной платформе, перед порогом Белый.
Слева приток - р.Дялоноя.

18.08.01

Днёвка.
23.00 Отбой.

19.08.01

Пройдено - 6км.
ЧХВ - 0.32
08.00 Подъём.
10.20 Выход.
Идём пор.Белый протяжённостью 6км.
10.24 Сарай на левом берегу.
10.52 Каменная насыпь слева. За ней дорога на Шомбу.
Здесь кончаеся порог Белый.
Сильный встречный ветер, планировали сходить у Шомбы на притоке Белый, но идти дальше нашими судами невозможно.
Чалимся на левый берег у дороги.
Разбираем, сушим суда.
Погода солнечная и ветер - всё быстро сохнет.
- Упаковываем катамараны.
- Разведгруппа из двух человек, до ужина прошла по дороге на основную трассу Панозеро-Шомба. Движение на ней достаточно оживлённое, ходит рейсовый автотранспорт.

20.08.01

После завтрака два человека идут в Шомбу за машиной.
Неуспев отойти далеко, встречаем сторожа карьера. Он на своей машине довозит нас до Шомбы и уверяет нас, что подходящей машины нам не найти. В Шомбе есть небольшой магазинчик. У местных жителей узнаём, что машины нам действительно скорей всего здесь не найти, но по трассе вечером ходит пара рейсовых автобусов. Купили продукты для празненства завершения сплава. Потом вышли на трассу А-135 в надежде, поймав машину, договориться с шофёром. Просидев час, и голосуя никто не остоновился.
Но тут подъехал наш уже знакомый сторож, и как потом выяснелось, обманув нас, сказал что с ребятами в лагере он договорился и нас сегодня довезёт до Кеми. Мы приехали в лагерь, как раз было время обеда.
Оценив ситуацию:

  1. Сторож был слегка пьян.
  2. В его "москвич" мы врядли влезли бы, вопреки его уверениям.
  3. Он нас обманул.
  4. Довезти он нас собирался недоезжая Кеми 15км, дальше ГБДД.
  5. Время у нас ещё было, реально нам надо было выезжать только завтра.
  6. Возлагали надежды на рейсовые автобусы и другой автотранспорт на трассе.
  7. Сторож бы не куда не делся и завтра.

Вежливо объяснив ему ситуацию мы отказались от его услуг.
После обеда снова идём на трассу, но вновь не успев далеко отойти увидели строительный кран и строителей, которые бодро разбирали какие-то заброшенные ангары. Подойдя поближе, и выждав удобный момент, попытались выяснить у них как бы нам нанять соответствующую машину до Кеми. Их начальник сказал, что машину он может подогнать только завтра, УАЗ "Батон", и это обойдётся нам недёшево. Предложив ему 1000 рублей за эту операцию, он без колебаний согласился.
Договорились что машина будет завтра в 9.00 и они нас сами найдут на карьере. На этом мы с радостью удалились. Вернулись в лагерь с радостными вестями.

Вечером заготовили несколько сигнальных флагов для скорейшего нашего обнаружения шофёром машины. И приступили с празненству предвкушая удачное завершение похода.


21.08.01

10.00 Выехали на машине в Кемь.
11.30 Приехали в Кемь к зданию вокзала.
Четыре участника остаются в Кеми, в 8.00 на следующий день у них билеты на Москву.
А я с Анкой, узнав в кассе, что билеты на Москву есть и уехать можно без особых проблем, на этой же машине, добавив шофёру 200 рублей едем в Рабочеостровск, откуда на катерах можно добраться до Соловецких островов.

На этом первая часть этого похода окончена.


Все подробности прибывания на Соловецких островах, и выезда из г. Кемь можно посмотреть в отчёте о путешествии на Соловецкие острова.