1. При сплаве необходимо находиться в спасжилетах, сплавных кедах, пензащите, касках, гидрокостюмах. Период сплава включает в себя не только непосредственные моменты нахождения на воде, под сплавом понимается весь период дневного перехода, включая осмотры, организация страховки и т.д., исключение может составлять лишь обеденное время, когда нет активных действий на воде. Именно во время осмотров, организации страховки с берега и передвижений по берегу возникают угрожающие ситуации: очень часто поскальзываешься на мокрых камнях - тогда спасает пензащита и каска, возможно, понадобится быстрая реакция и надо будет быстро встать на воду - тогда некогда будет искать снаряжение, а уж организация береговой страховки всегда требует полной боевой готовности.
     
  2. В спасжилете должен быть стропорез (нередки несчастные случаи запутывания человека в верёвках, собственной одежде), свисток (для подачи звуковых сигналов, шум воды сильно заглушает человеческий голос в отличие от высокочастотного свиста), спички в герметичной упаковке (нередки аварийные ситуации, когда человек оказывается один на берегу только в сплавном снаряжении), система крепления и отстрела от спасконца. Известны случаи, когда при спасении человек ловит морковку пристёгивает её к себе, но по каким-либо причинам (верёвка зацепилась за корягу, например) его не могут вытащить на берег и он остаётся на струе, верёвка оказывается под нагрузкой и отстегнуться он уже не может, а водный поток затаскивает "спасённого" под воду и он гибнет (ещё один повод иметь стропорез).
     
  3. В спасжилете должна быть паховая система, типа нижней обвязки как у альпинистов, препятствующая сниманию спасжилета через голову. Посудите сами, вес тела тянет человека вниз, а сила Архимеда тянет спасжилет вверх, срывая его с человека, думать, что на хорошей воде его не сорвёт по меньшей степени наивно, внимательный разбор трагедий на воде говорит о том, что в большинстве случаев спассжилет находят отдельно от пострадавшего, не думаю, что от добровольно с ним расстаётся. Паховая система и система крепления и отстрела от веревки должны быть включены в силовой каркас спасжилета. Все стропы, крепления и застежки на спасжилете должны быть застегнуты и подогнаны под человека, спасжилет не должен ботгаться на теле, но в тоже время не должен стеснять движении. Короче говоря, все системы спасжилета должны быть надёжными и в рабочем состоянии, иначе какой толк в том, что на человеке одет спасжилет, но не застёгнут, или застёгнут, но застёжка пришита "на соплях", при первом же экстремальном движении она отвалится - ну и на какой чёрт нужен такой спасжилет!
     
  4. На одежде не должно быть капюшона, болтающихся завязок, если они есть, то завязки завязать, капюшон скатать и убрать за шиворот (Известны случаи гибели туристов, когда зацепившись капюшоном человек задушился, грубо говоря, повесился).
     
  5. Перед посадкой на средство сплава необходимо проверить надёжность упоров и их подогнать под свои физические размеры. (Понятно, что узлы со временем расползаются, верёвки вытягиваются, в отношении упоров это приводит к тому, что участник экипажа окажется в воде в самый неподходящий для этого момент) При сходе на берег нельзя оставлять весла на судне, кроме запасного весла. (Во-первых, воспользовавшись вашими же вёслами, судно могут угнать, во-вторых, от качки и ветра оно может соскользнуть в воду, а в-третьих, весло при сплаве* всегда должно быть при Вас, как автомат у солдата в бою, от него зависит порой Ваша жизнь)
     
  6. Все вещи на сплаве нужно убирать в рюкзак (понятно, что поток воды в состоянии сорвать небрежно брошенные, не говоря уже об оверкиле судна. Кроме того небрежная упаковка вещей, говорит о небрежном отношении к маршруту всего экипажа, а этого вода не любит и наказывает иногда очень сурово).
     
  7. Рюкзаки необходимо привязывать на баллоны между гребцами (а не на раму), лямками внутрь, пояса от рюкзаков должны быть застегнуты Центр рамы между баллонами должен быть свободен от вещей и снаряжения за исключением "укосин" и "трусов" - мешка для морковки. (Рюкзаки, привязанные между баллонов, создают дополнительную парусность, в частности, при прохождении валов и бочек встречный удар воды в рюкзаки сильно гасит скорость катамарана, что сокращает шансы безопасного прохождения бочки. Кроме того, свободный центр облегчает положение экипажа при оверкиле, ясно, что весьма проблематично будет вылезть в центр катамарана, если там привязаны вещи. Понятно, что торчащие лямки, пояса и прочие верёвочки из рюкзаков - хорошие ловушки для человека оказавшегося в воде и спешащего вылезти на судно.)
     
  8. Недопустимы торчащие штуцера от надувных емкостей, в том числе и на спасжелете (Удар воды легко выбивает заглушки из штуцера).
     
  9. Рама должна быть пришнурована с каждой стороны как минимум двумя отдельными капроновыми веревками диаметром не меньше 6мм (При повреждении одной из верёвок будет достаточно времени для ликвидации аварии прежде чем судно развалится на части). Основные баллоны судна должны иметь не менее 1 перегородки препятствующей полному спуску болона при пробоине. Верёвки для вещей должны быть не тоньше 6мм (лучше сделать упаковочные рукава). Веревки для привязывания упоров и банок к раме должны быть не тоньше 4мм.
     
  10. На судне необходимо наличие чального конца длиной (12-15м, 0.8см), также в зоне досягаемости любого из членов экипажа должен находиться стационарный спасконец - "Морковка" (от 20м, 0.8см), запасное весло (запасное весло должно быть легко доступным любому члену экипажа, сниматься одним движением, но не самопроизвольно - это очень важно, известны случаи, когда экипаж потеряв свои, но имея запасные вёсла, находился в критической ситуации, но не мог ими воспользоваться, потому что они были привязаны намертво). Веревки на спасконцах должны быть плавающими (для увеличения радиуса поражения и лучшей видимости).
     
  11. Пороги полностью не просматриваемые с воды, с неочевидной линией движения, а также пороги сложнее 4к.с., необходимо проходить с предварительным осмотром и страховкой. На осмотры ходить в сасжилете, сплавной обуви, пензащите, каске, гидрокостюме и с веслом (в труднопроходимых местах весло можно использовать в качестве альпенштока при спуске или в качестве шеста при форсировании брода, см. п.1). На сложных и опасных препятствиях (каскады, водопады) должна ставиться дублирующая береговая страховка (или катамаран нижней страховки). При осмотрах (обносах) в труднодоступых каньонах необходимо страховаться веревкой, навешивать перила в опасных местах, использовать альпснаряжение. При страховке на сложных и длинных препятствия должна быть хорошо налажена система оповещения и взаимодействия страховки и проходящих экипажей, в сложных для маневра местах должны быть выставлены береговые сигнальщики. При сплаве по рекам, протекающим в труднодоступных каньонах, в группе необходимо наличие раций для облегчения взаимодействия при прохождении препятствий.
     
  12. О неисправностях снаряжения незамедлительно ставить в известность руководителя группы.
     
  13. При страховке (спасработах) не стоять ниже веревки по течению (очевидно, что под нагрузкой верёвка "срежет" всё что находится ниже неё), при страховке "морковкой", "живцом" жестко фиксировать веревку на берегу, мерить длину маятника, чтобы человек не зависал на струе (при непродуманной страховке она лишь усугубляет ситуации, а может и стать причиной аварии). Необходимо перекладывать веревку после длительной транспортировки (иначе верёвка слёживается и путается и при метании не достигнет цели).
     
  14. При работе с верёвкой надо быть в перчатках иначе из спасающего Вы легко превратитесь в пострадавшего.
     
  15. При необходимости укорачивать длину маятника и использовать гашение динамического рывка об дерево, камень (проще говоря, для удержания при большой нагрузке используйте перегиб верёвки о предметы).
     
  16. Все члены группы, задействованные на береговой страховке, должны находиться в касках, сплавной обуви, пензащите, гидрокостюмах и спапсжилетах (см. п.1).
     
  17. При страховке верёвку жёстко фиксировать на берегу, а не держать веревку руками, не пропускать ее поперек тела и не наматывать её на руку иначе при рывке страхующего скинет в воду и вместо спасения будет ещё один спасаемый. При необходимости страхующий всегда сможет отрезать верёвку, если у него есть стропорез.
     
  18. При страховке "корабликом", основная веревка также должна быть жестко зафиксирована на берегу, стравливать веревку необходимо через систему блоков из карабинов (2-3 карабина), т.к. слишком большие нагрузки и иначе удержать верёвку не удастся. Кроме того, на страхующем катамаране должен быть предусмотрен быстрый переход в режим маятника, иначе спасаемым может срезать головы натянутая верёвка (на крайний случай опять же выручит стропорез).
     
  19. Не принимать участие в страховке других групп без разрешения руководителя группы и после 19:00. (Группа несомненно должна знать о подобных действиях своих участников, поскольку вероятно ему может понадобится помощь).
     
  20. Не проходить препятствия при сильном встречном ветре, солнце, светящим в глаза, сильном дожде или снегопаде, или после 19:00 (летом), а также в темноте в другие времена года. (Ясно, что все эти обстоятельства оказывают существенное влияние на субъективное восприятие возможных опасностей).
     
  21. Все члены группы должны обладать информацией о следующих препятствиях, их сложности и т.д., т.е. знать на память лоцию реки. (Другими словами все участники группы должны знать в какие игры они играют и чётко представлять возможные опасности).
     
  22. Все члены экипажа обязаны беспрекословно и оперативно выполнять все команды и указания капитана судна. При прохождении препятствий Все члены группы обязаны выполнять указания и приказы руководителя группы, а при его отсутствии заместителя командира группы. (Здесь пояснять нечего - это аксиома).
     
  23. При оверкиле стараться вылезти внутрь катамарана и как можно быстрее зачалить его. Оставлять лодку только по приказу капитана, либо когда есть реальная возможность эвакуации на берег, а впереди предельно опасное препятствие. При отрыве от лодки как можно быстрее постараться вылезти на берег, или догнать лодку. При самосплаве не вести себя пассивно, предпринимать активные действия к самоспасению. Каждый член группы обязан владеть навыками самосплава (Известны случаи, когда, оказавшись в воде, человек был настолько растерян и не знал что сделать, что не мог реализовать очевидные возможности быть спасённым).
     
  24. Каждый член группы в полном объеме должен владеть техникой водного туризма, техникой самосплава, методами организации и постановки страховки на реке. Также необходимы базовые знания в следующих областях экстремального ориентирования (без компаса и карты), выживания в лесу, горах (в разные времена года) и т.д. Все члены группы должны владеть основами альпинисткой техники и соответствующими туристическими навыками. Также все члены группы должны владеть приемами реанимации, и оказания первой медицинской помощи. Перед началом сплава внутри группы должны быть строго оговорены условные знаки на воде и берегу, подаваемые руками, веслом, свистком и т.д. (Часто участники оказываются на разных берегах шумной реки, речь понять невозможно, и понять друг друга становится невыполнимой задачей, а в случае аварийной ситуации это лишь её осложняет и обостряет). Короче, говоря, уровень подготовки всей группы в целом, а не отдельных её участников должен соответствовать выбранному маршруту.
     
  25. Тонущий человек всегда находится в состоянии паники и будет хвататься за любую, оказавшуюся в пределах досягаемости опору, в том числе и за своего спасателя. Обхватив его руками, утопающий лишит его возможности не только оказывать помощь, но и держаться на воде самому. Поэтому подплывать к утопающему необходимо сзади, хватать eго за волосы, воротник, одежду и, развернув его лицом вверх, плыть вместе с ним к берегу. Однако, если утопающий все же вцепился в своего спасателя, не нужно отдирать его силой, отталкивать от себя или бить. В этом случае необходимо сделать вдох поглубже и опуститься вместе с ним под воду. Почувствовав, что погружается под воду, утопающий отпустит спасателя и рванется к поверхности. Тогда нужно предпринять вторую попытку оказать ему помощь