По умолчанию время местное.
г.Москва - г.Слюдянка
Ходовое время - 90:11
13:40 | Москва, Ярославский вокзал. Встречаемся одной половиной группы на вокзале у пункта взвешивания ручной клади, вторая половина подсаживается в Ярославле. Взвешиваем вещи. Ручная кладь без доплаты до 36кг на одного пассажира. |
14:40 | Выехали поездом №340. |
г.Слюдянка - р.Урик
ТХВ - 08:35*.
ЧХВ - 06:55*.
Пройдено 341км*.
14:00 | Станция "Слюдянка I" Прибыли точно по расписанию. Выгрузились из поезда. Тут же нас встретил наш водитель, согласно предварительной договорённости. |
14:25 | Загрузили вещи в машину. Наша машина имеет удобный багажник на крыше, куда мы погрузили все негабаритные рамы. Запаслись в дорогу питьевой водой, недалеко от вокзала есть колонка. Пока грузились, руководитель сбегал в ПСО и зарегистрировал нашу группу. |
14:40 | Выехали. |
14:50 | Заехали на почту, дали телеграмму в московскую МКК о выходе нашей группы на маршрут. |
15:19 | Едем дальше. |
16.40 | Остановка у бурхана. Водитель меняет крестовину в кардане. |
17:09 | Выехали. |
18:12 | п.Кырен, заезжаем на автозаправку (9 минут). |
18:24 | Остановка у магазина 4 минуты. |
19:15 | Санитарная остановка 7 минут. |
19:50 | Монды, остановка на 5 минут. |
20:52 | Бурхан у озера - истока Оки Саянской. Закатные лучи солнца скользящим светом освещают горы, фотографируемся с водителем и в 21:09 продолжаем свой путь. |
23:15 | Приехали. Водитель высаживает нас у дороги, и уверяет, что до реки осталось 800м, но проехать этот участок он не сможет и развернуться там не где. Потом утром его слова подтвердились. А пока нам ничего не остаётся, как доверится водителю, судя по всему, мужик нормальный, мы ставим палатки на небольшом пяточке у дороги и готовим ужин. |
01:00 | Отбой. |
Подход к р.Урик 1км, ТХВ - 00:50
Сплав, проводка р.Урик 214км - 209км.
ТХВ - 03:12
ЧХВ - 02:53
Пройдено 5км.
08:00 | Подъём.
До завтрака разведка подходов к реке - 800м спустится вниз по дороге и, не доходя 30м до зимника, свернуть направо, там очевидная тропа, на опушке леса стоянка. Русло реки в 300м от опушки через заболоченную пойму. |
09:40 | Начали первую ходку. Переход с грузом от ночёвки до стапеля занимает 18 минут. |
10:30 | За 2 ходки перенесли все вещи. Начали стапелиться. В 100 метрах выше вдоль кромки болота ещё одно стояночное место. |
16:43 | Встали на воду, начали сплав. На этом участке ширина русла 3-4м, дно песочно-илистое довольно глубоко, вода кристально чистая - глубоко на дне видны стайки рыб. Скользя по зеркальной глади, тихо подкрались к утке - она нас заметила в последний момент и нырнула, сквозь прозрачную воду с удивлением наблюдаем её подводное плавание, оказывается, утки ныряют, беря с собой большой запас воздуха, который каким-то непостижимым образом, большим пузырём располагается у неё под брюхом. |
16:59 | На левом берегу два сарая, после них деревянный автомобильный мост. За мостом начинаются мелкие перекаты. |
17:50 | Отдых. Русло реки становится шире, соответственно воды мельче, а уклон больше - шкуродёр. |
17:55 | Сплав становится невозможным. Идём, проводя катамараны. Сплошная, тяжёлая проводка! Дно из крупных угловатых камней, поросших незаметными водорослями, из-за которых они становятся чертовски скользкими. Постоянно проваливаешься ногами между камней, получая сильные ушибы и рискуя подвернуть или потянуть суставы, а в худшем случае и сломать ногу. Здесь безопаснее передвигаться не в сплавных кедах, а в жёстких туристических ботинках. Продвигаемся вперёд очень медленно. |
19:55 | Мест для стоянок очень мало. Встаём на безлесом возвышении левого берега. |
р.Урик 209км - устье р.Хара-Нурай-Холой 203км
ТХВ - 06:38
Пройдено - 6км.
09:00 | Подъём. Решили, что следующий участок быстрее будет обнести по берегу, чем ломать ноги и рвать шкуры на проводке. |
10:25 | Начали обносить вещи по ЛБ. |
10:52 | Занесли вещи на 1км ниже по течению, здесь река поджала своё русло и вроде худо-бедно можно сплавляться. Возвращаемся, чтобы теперь обнести катамараны.
|
12:35 | Загрузили вещи, сплавляемся далее. |
15:15 | Группа сильно растянулась из-за необходимости постоянно снимать катамараны с камней. Делаем перекус, получается так, что последние только зачалились, а первые уже перекусив, уходят дальше вперёд. |
17:02 | р.Хара-Нурай-Холой - правый приток. До устья доскребывается последний экипаж. Ставим лагерь сразу за устьем на ПБ. Проверяем шкуры катамаранов - удивительно, но пока ни один катамаран не пострадал в этом нескончаемом шкуродёре. У нашего лагеря проходит вездеходная дорога идущая вдоль реки. До ужина пробежались вперёд глянуть - когда же этот шкуродёр закончится. Незначительное улучшение наблюдается только через 2км. |
23:00 | Отбой. |
Устье р.Хара-Нурай-Холой - Устье р.Хара-Жалга
ТХВ - 07:25
ЧХВ - 03:40
Пройдено - 9км, (Пороги "Предбанник", "Баобаб", "Заминка", "Трёхслойный", "Монумент").
09:00 | Пoдъём. Вода в реке поднялась на 20-30см, стала мутной, коричневого цвета. |
11:30 | Выход. Шкуродёр превратился в интересные слаломно-каменистые горки. |
12:20 | Чалка на правый берег. Заодно проводим осмотр.
Через 1км красивое и интересное препятствие, выделяющееся на общем фоне шиверы более крутым перепадом. Горка (возможно это описываемый в других отчётах пор."Предбанник") расположена в правой протоке образованной островом, левая протока забита камнями и совсем не интересна. Решаем провести здесь фото-видео съёмку. Проходим поочерёдно с интервалом 5 минут.
Далее проходим 500 метровыми участками, чалясь в уловах, и страхуя друг друга. |
14:44 | Чалимся на обед к правому берегу сразу за прижимом. |
16:00 | Выход. Пороги "Заминка" и "Трёхслойный" проходили сходу идентифицируя их уже после прохождения, поскольку выделить их на общем фоне шиверы проще всего лишь после того, как замечаешь, что уровень адреналина немного повысился и работать веслом пришлось поэнергичнее. Расположение порогов и метражи описывать не будем, поскольку с помощью прибора GPS их местоположение точно обозначено на карте. Можно сказать только, что это пороги шиверного типа. Порог "Трёхслойный" представляет собой полукилометровую шиверу с выделяемыми в ней, за счёт уклона, тремя ступенями. |
17:45 | Порог "Монумент". Чалка на правый берег сразу после IIIй ступени пор."Трёхслойный", напротив огромной скальной глыбы у левого берега. Порог начинается участком слалома между камнями, протяжённостью 350м, заканчивающейся пологой горкой полуобливных камней вдоль правого берега, на выходе которой ворота шириной 4м из двух валунов размером почти в человеческий рост. Осмотр по ПБ! Сразу за порогом впадает правый приток - р.Хара-Жалга. Через 100м порогом "Отпадный" начинается Хара-Жалгинский каньон. За устьем Хара-Жалги достаточно большой улов. Страховка двумя морковками в улове. Обносим вещи на стоянку, которая расположена за Хара-Жалгой на правом берегу. Прохождение поочерёдное. Проводим фото-видео съёмку. Все экипажи прошли успешно.
Благодаря сегодняшнему подъёму воды нам очень повезло, иначе прохождение "Монумента" стало бы весьма проблематичным, поскольку в этом случае обнажились бы многочисленные камни и повреждение катамаранов наверняка было бы неизбежным.
|
18:55 | Закончили прохождение порога "Монумент". Здесь же на правом берегу хорошее стояночное место. Ставим лагерь. На стоянке записка примерно такого содержания: «Перед "Философским камнем" стоячей воды нет и 4 катамарана потерпели там аварию. Единственная возможность это ткнуться в него носом и быстро, пока не развернуло, выбросится на него. Рекомендуется выходить из каньона перед "Пирамидой". Дальше выйти можно только с Альпинистским снаряжением.» Забегая вперёд, абсолютно точно можно сказать, что выйти из каньона можно ещё и между "Пирамидой" и порогом "Первый поцелуй".Вечером руководитель пробежался по берегу вдоль каньона, обходя скальные выходы сверху. Так удалось просмотреть участок от порога "Отпадный" почти до порога "Ловушка". Характер данного участка можно описать как шивера и постоянный слалом между камней. |
23:30 | Отбой. |
Обнос вещей за Хара-Жалгинский каньон, ТХВ - 01:40, 6км.
Осмотр каньона (порогов "Философский камень", "Пирамида II", "Первый поцелуй"), ТХВ - 04:00
09:00 | Подъём. |
10:45 | Позавтракали, собрали лагерь. Сплавное снаряжение спрятали, и начали обносить остальные вещи. Тропа обноса, начинающаяся от нашей стоянки представляет собой хорошо натоптанную конную тропу, уходящую от стоянки в лес прямо перпендикулярно руслу реки, подымаясь по склону. Через 500м она выводит на вездеходную дорогу, которая идёт параллельно каньону на удалении около 1км от берега в глубине леса. По вездеходной дороге надо пройти порядка 3км до ручья, который пересекает дорогу, сразу за ручьём в метрах 20 на дороге стоит загорождение из жердей и тропа уходит налево. Если идти точно по основной тропе, она выведет на стоянку находящуюся в полутора километрах ниже конца каньона, аж за р.Убэр-Баргутэй левого притока Урика. Почти сразу за каньоном тоже есть стоянка, но что бы на неё выйти, надо после вездеходной дороги пройти по основной тропе 70-100 метров и свернуть с неё налево по направлению к реке, через некоторое время вы обязательно выйдете на тропу, ведущую к этой стоянке.
На стоянке расположенной непосредственно за каньоном встретили Украинскую группу, которая дообносилась, полностью выходя из каньона после "Пирамиды". Они утопили в каньоне все свои каны и мы одолжили им один свой. От этой стоянки ведёт хорошая тропа для осмотра, проходящая по берегу над каньоном. От них мы узнали, где можно спустится к порогам "Пирамида" и "Последний поцелуй", они повесили на месте спуска белый маркер из полиэтилена. А мы обнеслись на стоянку расположенную гораздо ниже украинцев, собственно мы просто сначала проскочили их, идя по основной тропе. Пройти от одной стоянки до другой непосредственно вдоль воды невозможно из-за нескольких скальных выходов и лучше сразу входить на основную тропу и иди по ней в глубине берега. |
15:30 | После обеда три наших экипажа, захватив основную верёвку и обвязки, вышли на осмотр каньона. Четрвёртый экипаж решил обнести каньон полностью и вышел в очередную ходку по обносу оставшегося снаряжения.
С высокого берега осмотрели "Философский камень", спускаясь на сколько возможно вниз. Нам были известны приблизительные координаты "Философского камня" записанные в GPS, поэтому мы достаточно точно определили распадок над "Философским камнем" склоны очень крутые, внизу отвесные скалы перепад до воды 100м. Нам удаётся спуститься примерно на половину, дальше голые скальные стенки. Немного жутковато. Последний участок ведущий на небольшую полочку, где могут расположится не более 2х человек и с которого более менее что-то видно страхуем верёвкой. С этой площадки просматривается небольшая каменистая отмель под левой скалой за 15м до "Философского камня". На камень идёт достаточно мощный бой водного потока, и узкими протоками шириной 20-30см просачивается с обоих сторон от камня. Надводная часть камня на полметра возвышается над водой.
Осмотрев на сколько это возможно "Философский камень" выбрались наверх, отдышались. Теперь надо осмотреть склоны, по которым выходили украинцы, чтобы представить себе, что будем делать мы, если придётся выходить из каньона. Распадок, ведущий к "Пирамиде" и "Первому поцелую" аналогичен тому, по которому мы спускались к "Философскому камню" с единственным отличием, здесь всё-таки можно спустится к воде на своих ногах. Ещё при спуске становится очевидным, что выходить из каньона досрочно можно только в разобранном виде. Участок у воды, на который мы спустились, позволяет хорошо осмотреть порог "Первый поцелуй" и вторую ступень "Пирамиды". "Пирамида II" - негабарит для катамаранов обнос 30м по крупнокаменистой осыпи левого берега. "Первый поцелуй" - два крутых слива в воротах шириной около 3м, страховка крайне затруднительна из-за того, что сразу за порогом начинаются отвесные стенки каньона. Позже выяснилось, что если очень нужно, то просмотреть можно практически любое препятствие каньона, за исключением разве что "Проводки" и "Философского камня". Спускаясь вниз по распадкам, можно подойти к любому порогу, ну если не к самой воде, то с высоты не более 10м. Об этом рассказал нам потом капитан четвёртого нашего катамарана, который постоянно отслеживал наше продвижение по каньону и в какой-то степени играл роль нашего ангела-хранителя. Но это уже история следующего дня. |
19:30 | Вернулись с осмотра в лагерь. |
23:00 | Отбой. |
Хара-Жалгинский каньон
Пройдено: пороги "Отпадный", "Ловушка", "Поворотный", "Пирамида I", "Первый поцелуй",
ТХВ - 10:46
Пройдено - 5км.
08:00 | Подъём. |
09:12 | Вышли из лагеря к началу каньона, захватив с собой аптеку, рем.набор, основную верёвку, альпинистские обвязки и карабины, рюкзаки - по одному на каждый экипаж, на случай аварийного выхода из каньона, фото-видео аппаратуру, "лягушки" и перекус. Идея была идти до упора и штурмовать "Философский камень" с галечного пятачка, спуская катамаран вместе с экипажем по струе на верёвке. |
10:30 | Пришли к катамаранам. Начали готовиться к прохождению. Рядом стоит группа из Питера, они пришли сюда вчера вечером. С ними каякер, Гоголев Володя, готов идти каньон с нами, берём его с собой. |
11:50 | Начинаем прохождение. СХЕМА Хара-Жалгинского каньона. Вход в каньон начинается порогом "Отпадный". Порог расположен через 100м от устья Хара-Жалги. Галечный остров делит русло на две протоки, в левой расположен порог, правая мелкая теряется в камнях, так что перейти на остров можно не замочив ног. Осматриваем порог с острова. Основная струя узким потоком, сильно изломанной надводными камнями траекторией, скатывается с горки, прижимаясь от центра к острову. На выходе струя изламывается скальными обломками отвесного правого берега влево, образуя на них навал. За порогом у левого берега удобный улов. Протяжённость порога около 60м. Организовывать страховку удобнее с левого берега, поскольку пройти в конец порога по правому берегу невозможно. Первый экипаж проходит, рассчитывая только на свои силы - всё удачно, встают в улов, страхуя остальных. Идём по очереди. Проводим фото-видео съёмку. Первое препятствие Хара-Жалгинского каньона успешно пройдено, похоже, обратного пути теперь нет. Далее идёт шиверистый участок, местами шкуродёр. Проходим поочерёдно, короткими участками по 100-200м, предварительно просматривая по левому берегу. Протяжённость данного участка 1км. Порог "Ловушка" - горка протяжённостью 80м выделяется на общем фоне большим уклоном. Сопоставить его с фотографиями из отчётов прошлых лет не удаётся, судя по всему, данный порог сильно видоизменился и возможно стал проще. Порог "Поворотный". Ставим страховку в конце порога на левом берегу. Проходим поочерёдно, проводим фото-видео съёмку. Два экипажа успешно прошли мелкой горкой и обошли бой слева через мелкие, узкие ворота. Третий экипаж катамарана, не желая скрестись через мелкие камни в воротах, а прижиматься к "бою" слишком рискованно, с помощью берегового чальщика принудительно зачаливается в небольшой улов за 6м до боя и обносит его по левому берегу. Порог "Пирамида". II ступень - слив высотой ~1.7м запертый снизу огромной каменной "пробкой" через которую справа и слева узкими протоками, шириной около 1м, бьёт вода.
Обносим вторую ступень "Пирамиды" по крупнокаменистой осыпи левого берега. Протяжённость обноса приблизительно 20м. Порог "Первый поцелуй". Препятствие начинается сразу после "Пирамиды", их разделяет короткий плёс не более 10м. Протяжённость порога 50м. Основная струя проходит через двое ворот с интервалом 6-7м крутыми сливами, каждый из которых высотой около 1м. Страховка осложнена скальными стенками, начинающимися с обоих берегов после порога. Течение после порога очень слабое и наверное здесь существует возможность вытянуть человека на морковке против течения из под скальной стенки на берег. Кроме того страхующий катамаран вполне может встать в один из уловов в скальном коридоре прямо под стенкой. Напомним, что здесь есть последняя возможность выбраться из каньона переправившись, на правый берег. Прямо напротив "Первого поцелуя" распадок, по которому можно подняться наверх.
Через 100 метровый скальный коридор, в конце видно начало следующего порога "Проводка", а перед ним слева галечная отмель, на которую можно зачалиться перед порогом. Порог "Проводка".
Все экипажи катамаранов первую ступень "Проводки" обнесли, прошёл только каяк. Перед скальным выступом, разделяющим ступени как раз подходящее улово для каяка - чалится туда. Решаемся проходить II ступень. Стартуя тюленьим стартом с каменного уступа (иначе не выдти из-за негабаритного прохода) первым идёт флагманский катамаран и успешно чалится на галечном пятачке левого берега прямо у коридора. Выставляют морковку и берегового чальщика для принудительной чалки. Второй катамаран застрял на входе, долго ёрзают по камню, пока не слезли, далее всё чётко и тоже успешно чалятся к первому. Третий катамаран словил где-то на середине ступени камень их разворачивает и выходной слив они проходят кормой вперёд, где нос отбрасывает потоком воды к правому берегу. Отработать на чалку экипаж уже не успевает. Возникает опасная ситуация непреднамеренного ухода экипажа и судна в "Философский камень". Срабатывает береговая страховка - на катамаран метают морковку, матрос хватает её, и все кто был на берегу вцепляются в верёвку, пытаясь вытянуть катамаран против течения, потом двое просто забегают по пояс вводу и руками помогают зачалить катамаран. Обстановка тревожная - впереди мрачный коридор с недоброжелательными скальными стенками высотой 100м. У меня от напряжения начинает идти носом кровь. Приёмник GPS на этом участке не работает, поэтому точные координаты получить не удалось, кроме того, те координаты, которые удалось получить в каньоне ранее, возможно имееют достаточно сильную погрешность от 10-50м. Отсюда возможен обнос "Философского камня" по левому берегу, для этого придётся перебрасываться через перевал высотой 20-25м с очень крутым склоном по каменистой осыпи. Судя по увиденным нами запискам, которые были оставлены на нижней стоянке это вполне осуществимо, какие-то группы именно так и делали.
Порог "Философский камень". Внимание! По сравнению с описаниями прошлых лет данное препятствие претерпело принципиальные изменения в сторону усложнения. Стоячей воды перед камнем теперь нет. Вода с силой бьёт в камень, сваливаясь с огромной "черепахи" посередине русла, образуя слив перед камнем высотой до 1.5м.
Решаемся идти "Философский камень". Первым в "неизведанное" уходит каяк с задачей зачалиться на галечной отмели и подготовиться к приёму катамаранов - организовать принудительную чалку. Через некоторое время получаем от него сообщение по радиостанции, что он успешно зачалился и приступил к подготовке принудительной чалки. Потом долгое тревожное ожидание, Володя не отвечает на запросы по радиосвязи. В ожидании залезаем на скальничек по левой стенке коридора, к сожалению, с неё ничего нового не видно. Ждём. Наконец-то на связь выходит Володя и сообщает, что готов принять первый катамаран, советует как только экипаж увидит его сигнал разворачиваться кормой вперёд, носом к берегу и подходить к отмели таким образом. Так и делаем. Поочерёдно по команде страхующих, которую передают по радиосвязи, выходит следующий катамаран. На третий экипаж, после приключения в "Проводке", набрасывается вся команда и просто выбрасывает судно на берег. Итак, все благополучно разместились на отмели перед "Философским камнем". Размеры отмели позволяют нам достаточно свободно разместится, но при большем числе участников и судов будет уже тесновато. Отсюда уже просматриваются многие важные детали препятствия, которые не видны сверху.
Сразу от отмели под стенкой, где мы приютились, начинается мощный сброс воды к "Философскому камню", сваливаясь по центру с полуокруглой "черепахи" высотой до 1,5м. Слева от черепахи вдоль стенки более пологий проход шириной с катамаран, но на выходе он прикрыт скальным ребром левой стенки, которое направляет водный поток на обливной камень, об который вода разбивается, образуя водяной веер. Таким образом, образуется что-то на подобии кармана. Очень велик соблазн пройти к "Философскому камню", протиснувшись под левым берегом, но это, как показали дальнейшие события, один из самых непредсказуемых и потому опасных вариантов.
Крепим основную веревку к скальному выступу и пробуем спустить по воде на верёвке первый катамаран вместе с экипажем через систему карабинов. Первая попытка пройти вдоль левой стенки неудачна: катамаран заклинило в этом кармане и начало переворачивать, задирая левый баллон на береговую стенку. Экипаж перелезает на левый баллон, выравнивая судно и удерживая его на ровном киле. Остальные участники на берегу пытаются вытащить за верёвку катамаран обратно. Сделать это вместе с экипажем не удаётся, катамаран тяжёлый и его сильно притапливает. Тогда экипаж, удерживаясь за натянутую верёвку, переправляется самостоятельно обратно на отмель. Разгрузив таким образом катамаран вытянуть обратно его становится проще.
Итак, очевидно, что идти надо через центр, прыгая с "черепахи". Теперь идея состоит в следующем: в свободном режиме дать экипажу спрыгнуть с "черепахи", а далее на верёвке аккуратно спустить к "Философскому камню". На этот раз, помня как тяжело удерживать катамаран на струе, вцепились в верёвку и не выдали её вовремя, катамаран маятником опять забивает в карман под левый берег, но на этот раз, не дав закусить водному потоку, быстро вытаскиваем его обратно на отмель.
Натянули одну верёвку в качестве перилл от отмели к "Философскому камню" вдоль левой стенки. Теперь возникла трудность закрепить верёвку для спуска второго катамарана, стенки каньона достаточно гладкие, на отмели достаточно больших и массивных камней нет. Долго мечемся по отмели, ища за что зацепиться. Наконец расклинили один из камней на берегу и закрепили верёвку. Вторым идёт экипаж "Рафтмастера". Модель этого судна отличается от стандартной отсутствием на гондолах палубы для вещей, из-за этого он на метр короче. Эта особенность оказалась весьма полезной в контексте следующих событий. На "Философском камне" свободно размещается один экипаж вместе с катамараном, можно конечно и три уместить, но будет тесновато. Поэтому подкачав "Рафтмастер", ставим его на воду за "Философским камнем". Катамаран получил микроскопическую дырку в чернушном баллоне, когда на него сорвали скальный уступ, на котором крепилась верёвка, хотя на шкуре всего лишь лёгкие царапины, но баллон определённо начал травить. За камнем стоячая вода в большом глубоком бассейне. Третий катамаран также спускается к "Философскому камню" по центру, но с подстраховкой на двух верёвках - спереди и сзади.
Последним на отмели остался каякер, он выдаёт верёвку, а с камня второй верёвкой, на всякий случай, помогают удерживать прямолинейную траекторию движения на центр. Третий экипаж прошёл отлично. Практически сразу они, перебросившись через камень, уходят дальше, чалясь и проводя разведку в конце скального коридора на галечник правого берега перед пор."Избавление". Принимать каяк остался один флагманский экипаж. Экипаж "Рафтмастера" стоит зачаленный за камнем и ждёт завершения прохождения "Философского камня". Каяк спускался к "Философскому камню" самостоятельно, проходя через центр. До самого последнего момента всё шло хорошо, но перед камнем его засасывает в правую протоку, расклинивает и начинает притапливать каяк. Страховка помогает Володе выбраться из каяка на камень, а каяк вместе с веслом протащив по протоке, выплёвывает за камнем. Слышны крики! Сидя за камнем на "Рафтмастере" ничего не видно, но понятно, что что-то не так. Выдергиваю с катамарана морковку и готовлюсь к метанию. Из-за камня выходит пустой каяк и весло ещё немного ожидания и становится ясно, что каякера не будет. Метнуть морковку каяку или веслу не вижу смысла. Пытаемся докричаться до экипажа осматривающего порог "Избавление". Наверное зря, поскольку было очевидно, что они к этому не готовы и вряд ли успеют. Но уже поздно, они услышали и бросились к своему катамарану. Весло сразу же забило в грот с пенной водой под правой стенкой за "Философским камнем", а каяк медленно пошёл в порог "Избавление" с левой стороны, что осложняло спасработы, поскольку осмотр проводился с правого берега. Ребята почти поравнялись с каяком, но прохождение порога требует полной отдачи, и не успев сделать траверс в левый проход их бортом наваливает на высокий камень пирамидальной формы. Пока слезали, каяк прошёл вниз и застрял за порогом в камнях левого берега. Флагманский катамаран, последним покидая "Философский камень" сажает на свой борт каякера, забирает из улова весло и перечаливается на галечник правого берега, откуда проводится осмотр пор."Избавление". Обработка "Философского камня" заняла около 2 часов с 18:00 до 20:00. Все сильно измотались. C целью экономии времени фото-видеосъёмка дальнейших прохождений препятствий не проводилась. Теперь основная цель успеть затемно выйти из каньона. Ноги на осмотрах подкашиваются, видно, что все часто начинают поскальзываться на камнях, тем более что недавно поморосил дождик. Порог "Избавление". Пороги "Последнее пристанище" и "Рок-н-рол". Порог "Харакири". Начались сумерки. Кто-то неуверенно предположил, что каньон закончился, но коллективно приняли решение, что далее надо быть особенно осторожными. Вперёд вышел флагманский катамаран и через некоторое время сообщил по радиосвязи, что вроде всё чисто. Далее продолжаем сплав походным порядком. На этом участке серия мелких шивер по берегам возможны завалы, а также отдельные брёвна в русле. |
22:36 | Замыкающий экипаж уже в темноте чалится у лагеря. Усталые улыбки выдают состояние неосознанного счастья от хорошо сделанной работы - мы успешно прошли Хара-Жалгинский каньон, не считая нескольких мелких царапин на шкурах катамаранов.
Четвёртый экипаж, который обносил каньон, тоже рад за нас, видно что ребята очень ждали нас, постоянно подогревая ужин. Как приятно осознать, что тебя очень ждут! |
Днёвка.
Отдыхаем, ловим рыбу. Часть группы ходила на нефритовый рудник в верховьях Хара-Жалги. По большому счёту там ничего интересного - заброшенный карьер и всё.
Хара-Жалгинский каньон - Амбартагольский каньон, ТХВ - 02:42, ЧХВ - 01:30, 10,5км.
Обнос вещей за Амбартагольский каньон, ТХВ - 01:06, 2.5км.
09:00 | Подъём. |
11:18 | Выход. Разбои, идём основными протоками. |
11:30 | Завал! Несколько стволов перекрыли всю протоку. Обнос с правого берега по широкой натоптанной тропе протяжённостью 50м. |
12:07 | Обнесли, идём дальше. |
12:30 | Отдых 10 минут на правом берегу. |
12:48 | Похоже, что справа впадает приток. Сразу за ним хорошее стояночное место. |
12:58 | Прижим к левому берегу, на выходе по центру камень. |
13:26 | Всё русло сильно забито огромными каменными "бегемотами", лавируем между ними. |
13:30 | Порог "Змейка".
Чалка на левый берег, здесь же стоянка и тропа обноса. Основная струя мощным потоком проходит вдоль правого берега, на выходе, наваливая на камни того же берега. Ставим морковку за порогом с левого берега. Проходим поочерёдно. После прохождения обед на левом берегу. Вовремя приготовления обеда, делаем разведку тропы обноса каньона. |
15:40 | Оставив катамараны на берегу, затащив их повыше и покрепче привязав, начинаем обнос вещей. Тропа круто поднимается вверх и далее идёт траверсом по склону. По дождю тропа становится очень скользкой. |
16:46 | Выходим к нижнему лагерю Амбартагольского каньона. Поляна большая, места много. Ставим лагерь. |
23:00 | Отбой. |
Амбартагольский каньон
ТХВ - 05:00
Пройдено: 3км.
09:00 | Подъём. |
10:30 | После завтрака начали обход каньона. Взяли с собой на прохождение аптеку, рем.набор, перекус, морковки, запасные вёсла, "лягушки", фото-видеоаппаратуру. Обход каньона занял 45 минут. |
Амбартагольский каньонСХЕМА Амбартагольского каньона.Как правило, препятствия каньона подразделяют на четыре участка - четыре ступени, разделённые между собой участками мощных шивер, петляющих между крупными надводными камнями: Заход в каньон начинается проходом, протяжённостью 100м, под скальной стенкой правого берега. Пологий слив на выходе высотой до одного метра. После прохождения чалка в улов левого берега.
I ступень - огромные каменные "бегемоты" в русле, возвышающиеся над водой в человеческий рост. Траектория основного потока сильно изломана этими "бегемотами". На заходе слив высотой ~1м. И после поворота основной струи мощный завершающий слив высотой 1,5м. Заканчивается ступень 40 метровым участком слалома между камнями. Очень техничное и интересное препятствие.
Выставив снизу две морковки, проходим поочерёдно, проводя фото-видео съёмку. После прохождения каждый экипаж чалится на левый берег. Все экипажи прошли успешно. II ступень. Участок очень мощной шиверы, который было бы совсем не лишне осмотреть и подстраховать. Особенно мощный и сложный участок на выходе, где идёт сброс воды на большие полуобливные камни. Протяжённость данного участка 500м, проходим его, бегло осмотрев вначале, и немного ошалев при прохождении, в конце. Но все экипажи благополучно с ним справились "с лёту". III ступень. Ориентир: справа впадает крутопадающий приток. Чалка на правый берег за 40м до притока. Осмотр по правому берегу.
На заходе требуется манёвр между камнями, далее посреди русла лежит огромная плоская плита, на которую идёт мощный навал воды. С плиты поток сваливается на скальную стенку левого берега, образуя прижим. Через 15м через всё русло расположена ступенька высотой 1.5м с чистым сливом и достаточно мощной бочкой внизу.
Страхуем снизу, выставив морковки, а потом и катамараном с воды. Проходим поочерёдно, проходя прижим, стараемся прижаться к плите, что бы не мазало по стенке левого берега. Бочку пробиваем на скорости, прыгая со ступеньки. Очень интересный и своеобразный порог. Проводим фото-видео съёмку. Все экипажи прошли успешно, флагманский экипаж нижнюю бочку прошёл дважды, благо занести катамаран на 30м вверх не так уж и сложно.
IV ступень - представляет сбой горку с перепадом в 2-2,5м. на длине 100м. Осмотр с левого берега. Заход по центру, на выходе вода скатывается с груды камней и надо чуть сместится влево. Через 100-150м на левом берегу наш лагерь. Отсюда до лагеря можно пролезть и по берегу, только придётся немного покарабкаться вверх, обходя скальничек напротив последнего участка четвёртой ступени каньона.
|
|
16:30 | Успешно закончили прохождение Амбартагольского каньона, зачалившись в лагере на левом берегу. Остальную часть дня отдыхаем. |
23:00 | Отбой. |
Амбартагольский каньон - Водопад
ТХВ - 02:35
ЧХВ - 02:15
Пройдено: 24км.
09:00 | Подъём. Всю ночь шёл дождь. Вода поднимается на глазах, цвет становится грязным. |
12:25 | Выход. |
13:30 | Чалка на правый берег - отдых 10 минут. |
14:29 | Левый приток. |
14:35 | Правый крутопадающий приток. Прижимы, поганки. По обоим берегам скальники - начинается водопадный каньон. Через 100м галечник у правого берега. Чалимся на него, отдых 10 минут. По прибору GPS средняя скорость движения составляет 11км/ч. |
15:00 | Водопад! Ориентиры: за 100м до водопада правый берег образован мощным пластом галечника. Идти надо вдоль правого берега. Далее идёт правый поворот, после которого необходимо зачалиться на правый берег, обогнув косу из галечника, постоянно прижимаясь к ней. Река равномерно по всему руслу с большой скоростью затягивает в ворота под левым берегом, над которыми висит облако водяной пыли, достаточно хорошо видимое ещё на подходе. На заходе в русле стоят два каменных "бойца", один за другим с интервалом 10м. По измерениям с помощью прибора GPS, высота водопада составляет 14м. Сам водопад представляет собой завораживающее зрелище, концентрируя в себе силу и мощь неукротимой реки, - её дерзкими спутниками мы стали на эти 14 дней. У места чалки хорошая стоянка, но возможно при очень большом уровне воды, когда водопад начинает течь и под правым берегом, её затапливает. За водопадом есть ещё одно стояночное место.
Обнос водопада не очень сложен, протяжённостью не более 100м, по достаточно хорошей тропе. |
Днёвка
Весь день идёт дождь.
Водопад - р.Даялык
ТХВ - 02:39
ЧХВ - 02:12
Пройдено: 24,5км.
10:00 | Подъём. После завтрака обносимся за водопад. С утра идёт дождь. |
12:45 | Выход. |
12:55 | р.Хоньчин - левый приток. При достаточном уровне воды этот приток может быть очень интересен для сплава. Для этого надо сделать волок вверх по течению. В нескольких десятках метрах ниже устья есть стоянка, которую будет удобно использовать для базового лагеря. |
13:26 | р.Ехэ-Шигна - левый приток. Чалимся у устья на галечной отмели - отдых. Мёрзнут ноги и руки, очень холодно (температура воздуха +9oC), хотя утренний дождь кончился. |
13:38 | Движемся дальше. |
13:57 | Избушка на левом берегу. |
14:30 | Чалка на правый берег - отдых 15 минут. |
14:52 | р.Ара-Шигна - левый приток. |
15:03 | Хорошая стоянка на правом берегу с песчаным пляжем. Через 100м за скальником правый приток - р.Янхор. |
15:24 | р.Даялык - правый приток. Прям напротив устья на левом берегу деревянные домики - это поисково-спасательный пункт "Соболь". Чалимся сразу за ним на галечник, здесь неплохое стояночное место, делаем обед. На ПСП пусто, есть рубленная баня, остаёмся, делаем баню. |
р.Даялык - бар.Борты
ТХВ - 03:17
Пройдено: 23,5км. (Пороги "Чёртики")
11:00 | Подъём. Светит солнце. До обеда наводим порядок на стоянке и в бане, которой мы вчера позволили себе воспользоваться. |
16:00 | Выходим после обеда. |
16:33 | Левый приток. Через 200м русло река сжимается скальными выступами. Чалимся перед ними в скальной бухте правого берега.
Порог "Чёртики I" - быстротока протяжённостью 100м с отбойными косыми валами вдоль берегов. Посередине порога впадает левый приток. Бегло осмотрев первым экипажем, проходим походной колонной.
Порог "Чёртики II" - расположен через 200м от предыдущего. Осмотр с галечной отмели левого берега. Очень мощный слив с огромным валом под 2м! Обойти можно слева. Порог "Чёртики III" - расположен через 300м от предыдущего за правым поворотом. Русло на протяжении 100м сжимается скальными выходами обоих берегов. На выходе, водный поток, как будто вырываясь из каменных оков, после пологого слива, образует внушительный вал. Но на деле он оказался мягким и добродушным. Осмотр с камней правого берега. Организовали фото-видео съёмку. Проходим поочерёдно через вал, стараясь выжать из него как можно больше острых ощущений - последнее существенное препятствие на воде. Но всё тщетно, вал как бумажный пропускает нас дальше.
|
17:45 | Закончили прохождение, перевели дух и отправляемся далее вниз по реке. |
17:53 | Заброшенная база геологов на левом берегу. Несколько полуразрушенных сараев можно разглядеть сквозь густые заросли деревьев. |
18:02 | Чёртово ущелье.
Перед ущельем на левом берегу стоянка с песчаным пляжем. Далее стоянок в ущелье нет. На 300м ниже, уже в ущелье, впадает левый приток - р.Зэгэн-Гол, поднявшись от её устья вверх на 300м, можно посмотреть на красивый водопад. Чёртово ущелье тоже очень красиво - русло окаймлено скальными стенками высотой 10-20м. |
18:39 | р.Дэдэ-Борто - левый приток. Прибор GPS показывает, что наша средняя скорость движения 10км/ч. |
18:54 | Порог сразу после левого притока. Скальная башня делит русло на две протоки, в правой порог с мощными валами, левая спокойная, чистая, но в неё трудно зайти из-за мощных поганок. |
19:17 | Чалимся на левый берег - здесь уютная стоянка. Остаёмся на ночлег. До бар.Борты не дошли 1км.
|
23:00 | Отбой. |
бар.Борты - д.Хужир
ТХВ - 05:00
ЧХВ - 04:36
Пройдено: 48км.
10:00 | Подъём. До обеда светит солнце - загораем, сушим вещи. |
14:50 | Выход. Через 1км на левом берегу полуразрушенные сараи - бар.Борты. Здесь же порог "Борты" - слив с плиты шириной в полрусла и высотой 0.5м, под сливом бочка. Обход справа. Проходим сходу походной колонной. |
15:15 | р.Андрюшкин ключ - правый приток. Стоянок нет. |
15:59 | р.Бол.Хая - правый приток. |
16:00 | Избушка на правом берегу. |
16:07 | Чалимся на каменистую отмель правого берега - отдых 13 минут. |
16:34 | р.Малая Хая - правый приток. |
17:00 | Алар Новый. Его местоположение устанавливаем по показаниям прибора GPS, с воды еле заметен только старый сарай в березняке, основная часть, видимо, расположена в глубине берега и с воды не видна. |
17:22 | Чалка на правый берег - отдых 11 минут. Здесь нам начали попадаться моторные лодки с местными рыбаками. Средняя скорость движения 10км/ч. |
18:34 | р.Нарин - левый приток. Стояночные места попадаются очень редко! |
19:50 | Чалимся на песчаном пляже левого берега за 50м до нежилой избы. Нормальное стояночное место - ставим лагерь. |
23:30 | Отбой. |
д.Хужир - р.Белая (д.Инга); ТХВ - 03:44, ЧХВ - 03:30, 34,5км.
д.Хужир - г.Черемхово; ТХВ - 02:15, ~150км.
09:00 | Подъём. |
10:55 | Выход. |
11:06 | д.Хужир - на правом и на левом берегу строятся новые избы. |
12:16 | Чалка на отдых к правому берегу. Напротив огромная скальная стена белого цвета, как крепость, стоящая на противоположном берегу. |
12:30 | Отчалили. |
12:44 | На обоих берегах видны остатки старой паромной переправы. |
12:51 | д.Шанхар на правом берегу. Деревня жилая. |
14:22 | Проходим устье Урика и выходим в Белую. |
14:39 | На левом берегу несколько местных, один из них активно машет руками нам, явно стараясь привлечь наше внимание. От рыбаков, с которыми мы до этого встречались, мы знали, что это специально ждут туристов, предлагая транспортные услуги по выезду в Черемхово. Поэтому мы тоже ждали встречи с ними, и теперь это означало, что водная часть маршрута почти окончена. Чалимся. Предлагают "ГАЗ" с открытым кузовом, но с лавочками, до Черемхово с группы хотят 2500руб. Пробуем сбить цену до 2000руб - не получается. Соглашаемся и назначаем выезд в Черемхово на 20:00. Подошла ещё одна группа, тоже 8 человек, договорились о совместном выезде в Черемхово, по 2000руб с каждой группы. Здесь неплохая поляна, погода солнечная, успели просушиться, запаковаться. Когда ужинали пошёл дождь. |
20:05 | Выехали. Хорошо что дождь кончился, но всё равно в кузове холодно и дует ветер. Накрываемся тентом и одеваем, заранее подготовленные свитера, шапки и т.п., так потеплее. GPS показывает, что средняя скорость движения ~50км/ч. |
12:20 | Приехали на вокзал в Черемхово. Двое участников уезжают от нас домой, как раз через несколько часов идёт поезд на Москву и в кассе на него есть билеты. А мы нацелились на Иркутск, следующая наша цель - остров Ольхон. Коротаем время на вокзале, ожидая местную электричку. |
г.Черемхово - г.Иркутск
ТХВ - 03:00
05:22 | Сели в электричку, тёплый чистый пустой вагон. Как только сели, всех сразу срубил сон. Когда начали просыпаться, ближе к Иркутску, с удивлением обнаруживали, что вокруг нас толпится огромное количество народу, а ты лежишь, растянувшись на скамейке и никто даже не возмущается, молча стоят, как будто тебя не замечают. Даже становится не по себе, восхищённый такой терпеливостью, начинаешь освобождать пространство. |
08:22 | Выходим на станции "Иркутск-Пассажирская" - это вокзал. Сдаём сплавное снаряжение в камеру хранения, упаковав его в заранее заготовленные большие полиэтиленовые пакеты для мусора и перевязав скотчем. Теперь наш путь лежит на Байкал, на остров Ольхон.
На этом будем считать, что техническое описание водной части нашего маршрута можно закончить |