Заезд |
|
Склоны |
|
Выезд | Рекомендации | Дополнения |
27 декабря 2005 - 9 января 2006
Слишком долгие новогодние праздники, - совсем не хотелось их просиживать дома. Несколько лет назад мы нашли себе зимнее развлечение, которым болеем до сих пор каждую зиму - это сноуборд. Поэтому чем именно заняться и, что делать для нас было очевидным - надо ехать в горы кататься. Оставалось решить для себя, куда именно ехать. Вариант поехать заграницу отпал сразу же по разным причинам. Остаётся матушка Россия:
Остаётся Кавказ с его Домбаем, Эльбрусом и Красной поляной, но ехать туда в новогодние праздники просто безумство - толпы народу и нескончаемые очереди.
Год назад в журнале "SKI Гид 2005" с интересом обнаружили статью следующего содержания:
"Горнолыжный курорт Цей расположен в изумительном по красоте ущелье в 90 км от г.Владикавказа. Благодаря своей уникальной природе, включая величественные снежные вершины высотой более 4000 м, ледники, бурные реки и пенистые водопады, заповедные леса, горный воздух, напоённый хвоей, великолепные горнолыжные трассы, этот регион с давних времён привлекает сюда путешественников и горнолыжников. Отличительной особенностью Цея является самое большое количество солнечных дней в году и большая продолжительность дня. Сейчас, после вынужденного затишья, курорт возрождается и восстанавливается полным ходом. В зоне катания, на высоте 1950-2870 м, проложено несколько трасс различной степени сложности - от 'синих' в нижней части горы, до 'красных' и 'чёрных' в верхней. Длина около 3000 м, перепад 500 м. Возможны внетрассовые спуски с перевала. Работает открытая в 2002 г. австрийская парнокресельная канатная дорога Doppelmayr (пропускная способность 950 чел/ч)."
Такой живописный вариант было сложно оставить без внимания. Дальнейшие наши рассуждения были примерно таковы: ЦЕЙ расположен в горах Кавказа, значит, склоны никак не могут быть скучными и неинтересными, а учитывая скудность информации и всевозможных упоминаний об этом месте можно предположить, что это место пока мало известно и, в связи с этим, мало популярно. Поэтому следует ожидать, что в новогодние праздники народу будет заметно меньше чем на остальных популярных горнолыжных курортах, а главное очереди будут минимальны, тем более что эта информация подтверждалась другими источниками в сети Интернет. А кроме того, судя по географическому положению, климат должен быть несколько суровее чем на Красной поляне, и соответствовать Домбайскому, другими словами на намеченный период снег скорее будет, чем наоборот.
Выезжаем из Москвы 27 декабря 2005 поездом №34 Москва-Владикавказ. Поезд отправляется с Казанского вокзала в 21:08. Стоимость плацкарта 937,1 руб. ($1=28,78 руб.)
Первоначально мы собирались выехать 28 декабря, но уже за 44 суток все плацкартные билеты были выкуплены, поэтому прямо у касс принимаем радикальное решение и берем билеты на сутки раньше, которые есть в достаточном количестве.
Приезжаем во Владикавказ 29 декабря в 09:00. Согласно договорённости нас встречает Алексей Медведев через которого мы бронировали места на турбазе. Мы оплачиваем ему оставшуюся стоимость проживания (за вычетом предоплаты, которую мы оплатили при бронировании мест) и получаем соответствующие документы.
Учитывая политическую, социальную и национальную неопределённость региона решаем, что наиболее спокойным и безопасным для нас вариантом будет заказать транспорт Владикавказ-Цей заранее, что бы не маячить лишний раз на вокзале. Но, вероятно, можно нанять машину на месте, у вокзала множество таксистов. Но как объяснили знающие люди, лучше заказать такси по телефону (см."Дополнительные материалы") в этом случае диспетчер подберёт соответствующую машину и знающего дорогу водителя, поскольку дорога в ЦЕЙ идёт через горы и не каждый водитель в достаточной степени представляет себе её сложность, тем более в зимнее время.
Кроме того, есть рейсовое автобусное сообщение Владикавказ-Бурон, более подробную информацию узнать не удалось, да мы и не особенно ею интересовались. Протяжённость дороги от Владикавказа до ЦЕЯ ~90км, ходовое время 1:40.
Трансферт Владикавказ-ЦЕЙ заказываем через Руслана, едем на микроавтобусе "ГАЗель" с ребятами с нашего поезда, которые также едут в ЦЕЙ, всего 8 человек, получилось по 350 руб. с человека. В точности с достигнутой договорённостью к прибытию нашего поезда нас ждала машина, Руслан всех встретил на вокзале и отвёз в ЦЕЙ, рассказывая по дороге о местных достопримечательностях.
Такси Владикавказа:
Итак, решив ехать на новогодние праздники в ЦЕЙ, мы понимали, что здесь надо действовать быстро, как бы там не было, а в Новый Год праздник народный и если медлить, то мест нигде уже не будет. В Интернете выходим на некую турфирму во Владикавказе, через которую можно забронировать жильё в ЦЕЕ. Звоним туда, нам сообщают, что все места на Новый Год в верхнем лагере "ЦЕЙ", который нас интересовал, уже забронированы, нам предлагают места в лагере ГМИ. Вообщем-то, конечно удобнее был бы верхний лагерь, но делать нечего, заказываем места, 2х местный номер на турбазе СКГМИ. И всё это происходило в октябре! Счастливчики, с которыми мы вместе забрасывались, сказали, что они бронировали места в верхнем лагере в сентябре!
СКГМИ - Северокавказский горнометаллургический институт. Лагерь имеет два жилых корпуса, несколько домиков, часть из которых полуразрушены и корпус столовой с кафе-баром.
Нас поселили в основном корпусе. Надо сказать, что при первом же взгляде его архитектура вводит в некоторое изумление: туалет расположен на этаже прямо по центру корпуса, напротив парадного входа, так что "гостиный" холл неразрывно связан с туалетом,- выглядит очень неуютно. Все это декорировано какими-то драными, прожжёнными одеялами, полы немыты, даже не подметено. Туалеты в таком же состоянии, но всё же лучше чем обычно на вокзалах. Почти на всех дверях в туалете сломаны шпингалеты и отсутствуют ручки. В женской душевой неисправный смеситель, так что мыться можно только на четвереньках, хотя стоят новые импортные нагреватели, в холле ещё свежие коробки от них.
Двухместные номера очень маленькие даже для двух человек, а судя по всему, бывает, что в них заселяют и по три человека. Две пружинных кровати, как в пионерских лагерях, стол, разваливающийся шкаф и один грязный стул. Запросто может оказаться, что в номере вывернута электрическая лампочка. Вообщем, все крайне запущено, но к счастью постельное бельё образцово чистое, правда полотенце отсутствует. Постели аккуратно застелены и накрыты покрывалом.
В номерах установлены электробатареи, так что очень даже тепло.
Все эти удовольствия в 2х местном номере основного корпуса т/б СКГМИ - 520руб./чел. с трёхразовым питанием. Честно сказать, должно быть стыдно, качество явно не соответствует цене.
Условия проживания в другом корпусе, судя по всему лучше, коридоры выглядят чище, туалеты в номерах.
Стоимость проживания в 2х местном номере "не основного" корпуса лагеря СКГМИ - 560 руб./чел. с трёхразовым питанием.
Питание в столовой удовлетворительное, без изысков, и однообразное, по принципу, что не доели на ужин, будет на завтрак, при этом особым преимуществом пользуется гречка. На четвёртый, пятый день это уже начинает бесить.
9:00 - Завтрак.
15:00 - Обед (Стандартно в 14:00, но по просьбам катающихся перенесли на час позже).
19:00 - Ужин.
Кафе-Бар в лагере работает произвольно, можно купить спиртное, газировку, помидоры, лимоны, апельсины, мандарины, шоколад. Рассчитывать на большое разнообразие не стоит. По обстановке больше похож на пивную забегаловку, хотя есть музыкальный центр.
На всей территории Цейского ущелья расположен всего один малюсенький продуктовый магазин, где помимо стандартного ассортимента ларьков можно купить молоко, кефир и др. молочные продукты, а так же можно договорится чтобы привезли что-то на заказ, но это будет стоить, как правило, в два раза дороже и врядли к сроку.
Единственное кафе-бар "Монах" (не считая локальных на турбазах) имеет какое-то странное предназначение, заказать там что-либо почти невозможно: то там обед!? то вход в кафе охраняют милиционеры!? Четыре раза, в разное время, в разные дни заказывали местный пирог, уже из спортивного интереса, но увы, кафе видимо имеет какое-то совсем другое назначение, или видимо заказ надо делать на осетинском языке.
Каток, который так настойчиво рекламировался в Интернете, реализовался в виде робкой попытки его залить, и закончился хаотичным разбрасыванием каких-то хитроумных приспособлений по утоптанной на снегу площадке планируемого катка. В таком виде он и просуществовал до самого нашего отъезда.
Тем не менее, окружающая природа просто изумительна: горы, солнце, лес, чистый воздух. Весь комплекс расположен на значительном удалении от населённых пунктов, поэтому проблемы с местным населением отсутствуют, кроме того, и сам комплекс имеет сравнительно скромные мощности, поэтому народу даже в праздничные дни мало, - кругом тишина и спокойствие. Также отметим, что как нам показалось, местное население не проявляет той воинственности и агрессивности, как, к примеру, на Домбае.
Горнолыжный склон оборудован двумя кресельными подъёмниками, расположенными параллельно. Один подъёмник однокресельный - советского производства, второй парнокресельный, построенный в 2002г. Подъёмники экономически и организационно работают независимо, то есть абонемент одного из них недействителен на другом. Протяжённость каждого из подъёмников порядка 2.5км, продолжительность подъёма 15 минут. Станция посадки на однокресельный подъёмник расположена у альплагеря "ЦЕЙ", станция посадки на двукресельный подъёмник расположена у отеля "Сказка". От лагеря ГМИ ближайшей будет парнокресельная канатная дорога, до которой по автомобильной дороге в снаряжении пешком подниматься около 15 минут.
По регламенту канатки работают с 10-15 в праздничные и выходные дни и с 10-13 в будни. В действительности же работа подъёмников необъяснима никакими разумными соображениями. В большинстве случаев начало работы задерживалось от 20 до 40 минут. Даже сами местные горнолыжники из Владикавказа на выходные боятся сюда приезжать из-за того, что приедешь в обычный выходной, а подъёмники стоят. Зато, если канатка работает, то все неприятности компенсируются полным отсутствием очередей на однокресельном и всего лишь 10ти минутными очередями на парнокресельном подъёмнике в Новогодние праздники, нет "блатных" которые лезут нескончаемым потоком без очереди, как на Домбае.
Парнокресельный подъёмник оборудован современной пропускной системой на основе магнитных карт.
Посадка на однокресельный подъёмник осуществляется по бумажным билетикам, которые продаются в кассе.
Стоимость подъёмников:
На склоне есть только одно кафе, и то работало оно всего три последних дня. Кафе маленькое, огромная очередь образуется мгновенно, так что его смысл скрасить катание изменяется с точностью до наоборот. Выяснить его ассортимент (кроме пирога с творогом и пончиков) нам не удалось, т.к. стоять в очередях не было никакого желания.
У станции посадки парнокресельного подъёмника работает пункт проката, но и его работа, судя по отзывам, которые мы слышали на склоне, не выделяется организованностью на фоне общего раздолбайства.
По отзывам местных сторожил, снега в этом году на период новогодних праздников было мало, из-за недостаточного снежного покрова нижняя часть склонов щедро усыпана камнями, хотя снега в верхней половине было достаточно. Подрали доски, как не драли их за все предыдущие три сезона.
Несмотря, на все неурядицы, если работает канатка, и есть возможность кататься, всё забывается и становится несущественным, то ради чего мы сюда приехали, мы реализовали в полной мере и получили от этого удовольствие.
Для себя мы сделали вывод, что ехать в ЦЕЙ есть смысл только на Новогодние праздники, когда в других местах огромные очереди, в ЦЕЕ их практически нет. Кроме того, удовлетворительный снежный покров в это время значительно вероятнее, чем на Красной поляне. Жильё надо бронировать не позднее сентября и оптимальнее всего в верхнем лагере - альплагере "ЦЕЙ", ну или уж точно не в основном корпусе лагеря ГМИ.
В остальное время, кроме Новогодних праздников, ехать в ЦЕЙ, крайне рискованно, до Новогодних праздников там практически наверняка канатка стоит, при нас сезон был открыт только 31 декабря, хотя вся масса снега выпала в двадцатых числах декабря. После новогодних праздников, когда спадёт наплыв народа, можно найти место более надёжное в плане сервиса, да и не факт, опять же, что при отсутствии наплыва местных горнолыжников, в ЦЕЕ будет работать канатка. Вообщем, напрашивается вывод, что в ЦЕЕ работают по принципу "Нет народа - нет сервиса, а нет сервиса - нет народа", это проявляется даже в расписании работы канатки. Первый день, мы ещё очень наивны, "выросшие" на Домбае и Красной поляне, где на склон подымаются в 8 утра, приходим к 10:00, когда должны по расписанию запустить канатку, ждём 40 минут до запуска, естественно, что на следующий день мы уже не торопились, на канатке тоже не торопились ведь народ подходит к 11.
Как увидели тот же самый ЦЕЙ наши соседки по этажу.
…Рыли котлован
собачка дохлая, тайком,
нашла ириску…
Действующие лица:
Алибабаич - хозяин сооружения под названием ГМИ, усат, пузат, благодушен и солиден.
Мужичок в резиновых сапогах - правая рука Алибабаича, последний раз был трезв в раннем
детстве, носит шапку набекрень, выражается туманно и загадочно.
Поварихи - странные девушки.
Канатчики, отдыхающие, собаки.
Пролог
Красота цейского ущелья неоспорима, особенно когда в него заходит солнце и подсвечивает монументальные стены, ледники, вычерчивает острые контуры каменных гребней, становится очень красиво и уютно, жаль только что ненадолго. В декабре солнышко заглядывает туда лишь на час, а потом надежно скрывается за горами, где видимо и сидит крокодил, который солнце проглотил.
А вот без света Цейское ущелье несколько напоминает котлован, и, при напряжении воображения, начинают угадываться контуры той самой жопы мира, коей окрестили Цей какие-то разочарованные странники.
Открытие сезона
В Цее действительно не бывает очередей, это, правда, во многом обусловлено тем, что не работают подъемники. На нет, как говориться, и суда нет.
Открытие сезона откладывалось по разным причинам: сначала, потому - что мало людей (люди пришли и встали); потом, потому - что мало снега (люди залезли в снег - оказалось, по пояс); потом, потребовалось разрешение какой-то мифической атомной станции (люди отчаялись и полезли в гору пешком, протоптав тропу страданий); затем стали ждать представителя МЧС (люди тихо спивались, МЧС было их уже не спасти); потом МЧС приехал и сказал, что мало снега и надо бы подождать.
Но тут хозяин другой канатки (в Цее их две), мене законопослушный и не выдержавший, видно, напора страждущих, завел свой агрегат, правда быстро его отключил мотивируя это тем, что насос в гостинице перестал сосать, и, наверное, перестал он потому, что все высосала канатка.
Инженерные умы отдыхают, все гениальное - просто, если где-то все высосали, значит где-то что-то недососали, закон сообщающихся насосов.
А снега действительно было мало, и, кажется, кто-то специально раскидывал камни по склону из пушки. Своеобразный бонус от антисервиса, чтобы не было скучно ездить по гладким трассам.
Каток
Инфраструктура города-курорта Цей включает в себя каток, бассейн, сауну, ресторан и даже караоке-бар, впрочем, обо всем по порядку.
Каток представлял собой заснеженное поле, на котором валялись две лопаты, замершая дуга шланга, чья-то шапка и адская машина, сооруженная их двух бочек с прикрученными к ним лыжами. А вокруг всего этого, бродил понурый местный житель. Впрочем, скоро плечи его расправились, а в глазах сверкнул ястребиный огонь: "Вах, красавицы, на коньках пришли кататся, а катка - нэт. Приходыте вэчэром с Бадиром-Надиром посидэт в кафэ, а завтра, с утра, будэт вам каток", когти горного орла хищно зацокали по ручке лопаты…
Красавицы не пришли. Каток не залили.
Может потом местная администрация издала указ залить-таки лед, может еще что, но дело кончилось тем, что горе-заливальщики забыли включенный шланг, каток не залили, но спустили воду из двух расположенных рядом гостиниц, всю.
Супчик
Столовка-это отдельная песня. На одном из столов, покрытых прозрачной поэлитиленкой (наверное, чтобы ценная порода дерева не портилась), можно было угадать выцарапанные чье-то рукой цифры 1973 и какие-то смутные напоминания о любви некого Василия к Кате, но это, думаю, верхний слой, неолит так сказать, а если копнуть поглубже можно найти и другие свидетельства славного прошлого.
Так вот в этой обители кулинарии и вершили свои трапезы горемычные отдыхающие. Особо жалкая картина открывалась взору, когда очередь из этих альпийских Вакхов, в полном снаряжении, щетинясь креплениями, получала из окошечка выдачи пищи порции с поистине спартанской едой, а затем вкушали, низко склонившись над тарелками и поеживаясь от холода. А на десерт, самым стойким, подавался чай или кофе, которые различались между собой по цвету, но не по вкусу. Репетиция большого темного будущего в доме призрения.
А зазывным гонгом к пиру служил старый газовый баллон, по которому ритуально стучали замком.
Звук выходил не слишком музыкальный, но очень убедительный, а уже после некоторого времени можно было почувствовать себя в шкуре собаки Павлова.
А как-то раз припоздавший лыжник имел неосторожность попросить у поварихи тарелку супа, за что та направила на него полный ярости взор, швырнула половник и, патетично воскликнув "Вам всем на меня плевать!!!!!!!", удалилась в кухонные кулуары, оставив просителя и всех присутствующих в состоянии недоумения.
Душевые страдания
Сломался женский душ, т.е. он не то чтобы сломался, он и был сломан, просто он долго шел по пути технической негодности и дошел до состояния фонтана.
Что в данной ситуации самое логичное? Наверное, сказать слесарю (его роль играл мужичок в резиновых сапогах) вдруг он соберется с мыслями и сделает чего-нибудь. Но Цей не так прост чтобы подчиняться законам логики.
-Там душ сломался, не посмотрите?
-Ы-ы-ы-иии?
-Душ сломался, починить бы надо.
-А-а-а, так это кого-то штормило.
-???
-Штормило, говорю кого-то, штормануло и вот, сломался душ.
-!!!???
-Ы-ы-ы-иии!!!
Мимо проплывал Алибабаич, по-хозяйски заинтересовался диалогом, но, учуяв, так сказать, структуру момента, преобразился. Черты его исказились, усы страшно зашевелились, а тирада, преисполненная гнева, была ужасна, основная же мысль заключалась в том, что "чинить не будем, потому что сломан".
Действительно, зачем одеваться, если потом опять раздеваться. Вот так и никаких гвоздей!
Осетинские пироги
Славится Осетия своими пирогами, беда вот только, что готовили их в одном месте, единственном в Цее ресторане, единственный специалист по пирогам. Посему заказ нужно было делать заранее, часов за 6, а лучше за 12. Правда, словосочетание "делать заказ", это фантазия избалованных, конкурентной борьбой среди ресторанных заведений, отдыхающих. На самом деле заказ нужно было не "делать", а вымаливать. Наилучшим для этого способом было брякнуться на колени у входа и ползти на кухню, в ноги "единственного специалиста". Специалист - полнотелая колдунья, фея сытных запахов и румяных корочек, властительница дум оголодавших от столовской кормежки и интенсивных упражнений на свежем воздухе туристов, была сильно избалована прошениями. Поэтому, непреклонно твердила одну и ту же фразу: "Вас много - я одна" и не удостаивала более взглядом. Тут полагалось с коленей переместиться в позу ниц и лобызать туфлю, перемежая мольбы заверениями в том, что из Москвы шли пешком, лишь бы отведать пирога. При лучших раскладах удача улыбалась просящему, готовому авансировать любую сумму за назначение часа пиршества.
В указанное время, жадно вращая глазами, подтягивались счастливчики, и уже в атмосфере благодушия и умиротворения проводили час или полтора в ожидании яств, подергивая нервными ноздрями в направлении источника дурманящих запахов. Для достижения большего эффекта недурно было еще пару раз сходить на кухню, на этот раз просто на цырлах, и убедиться, что вот уже через полчасика пирог начнут лепить и жарить. И боже кого упаси возмущаться. А пироги действительно божественные.
Экстремалы
А еще встретился нам один экстремал, с горным велосипедом.
Припер его на хребте, вскарабкался на подъемник, доехал до вершины, а т.к. в снежных условиях спуск затруднителен, то полз он довольно изящным способом, свесив ноги и быстро-быстро ими перебирая, в такт вертящимся колесам. Такие вот снежные забавы.
Эпилог
Вечером, накануне отъезда, пошел долгожданный снег и шел всю ночь, наутро все было белым, а прошлогодний снег все падал и падал, занавесом, на сцену театра абсурда под названием Цей.
Лена Бур
Билеты обратно на поезд мы покупали заранее, за 45 суток, ещё в Москве: Выезжаем домой 7 января 2006. Поезд №33 Владикавказ-Москва, время отправления 17:15, стоимость плацкарта 916,9 руб. ($1=28,78 руб.)
Убедившись при заброске в надёжности Руслана, и убедившись в течение всего нашего пребывания в ЦЕЕ, в полной ненадёжности, во всём остальном, мы не стали искать дешёвых вариантов выезда и за несколько дней до выезда созвонились с Русланом и договорились о машине на седьмое число. Руслан нашёл нам попутчицу с нашей же турбазы, на троих машина "Нива" обошлась в 1200 руб., при этом всё было чётко согласно договорённостям. Выехали из ЦЕЯ в 14:20 в 16:00 высадились на вокзале Владикавказа, до отправления поезда успели заскочить в супермаркет и купить продукты в поезд. Очень хороший супермаркет расположен недалеко, в 3 минутах пешего хода от вокзала, рядом с игровым клубом "Джунгли". В супермаркете есть всё, что нужно в поезд.
График в день выезда позволял нам откатать и этот день почти полностью, но мы вполне накатались за все предыдущие дни, кроме того, весь склон был раскатан, целина осталась только выше подъёмников, потому что туда надо ходить пешком, внизу не хотелось больше скрести камни. Поэтому накануне мы решили, что если выпадет снег, мы будем кататься, если не выпадет, мы погуляем до отъезда по окрестностям. Снег не выпал, утром упаковали вещи и пошли гулять. Основная достопримечательность ЦЕЯ, где можно погулять, это "три святилища", расположенные между мостами на противоположном (левом) берегу. Узкая тропа, на которой надо быть особенно аккуратным и осторожным, проводит вдоль крутых склонов над горной рекой. С тропы открывается непривычный вид на горные склоны, по которым мы катались все эти дни. К 14 часам возвращаемся на турбазу, коротко перекусив, забираем вещи, отдаём ключ директору базы и грузимся в машину.
Утром 9 января 2006 в 06:39 приезжаем в Москву на Казанский вокзал.
Поисково-спасательный отряд "ЦЕЙ": 744-103.
При подготовке к поездке мы для себя собрали ряд контактных телефонов и адресов (МЧС, Милиция, ФСБ, такси и д.р.), который уточнили в последствии. (Формат WORD)
ФОТОГРАФИИ привезённые из ЦЕЯ.
Несколько источников сети Интернет, которые помогут получить оперативную информацию о данном районе:
Обращаем внимание читателя, что материал данной статьи не имеет рекламного характера, отражает субъективное мнение автора, а также, автор не несёт ответственности за достоверность приведённой информации в силу временных факторов и иных обстоятельств.
Product of D.J.House©
Заезд |
|
Склоны |
|
Выезд | Рекомендации | Дополнения |