* Описание составлено с точки зрения катамаранной техники!


28.04.2005

г.Москва - г.Невинномысск

Ходовое время - 28:42
19:53

Москва, Казанский вокзал. Взвешиваем вещи. Ручная кладь без доплаты до 36кг на одного пассажира.
Пункт взвешивания багажа расположен в углу у начала платформ для пригородных поездов, т.е. в дальнем углу от платформ поездов дальнего следования.

21:12 Выехали поездом №034 Москва-Владикавказ, который отходит с Казанского вокзала.

Первая неожиданность - наш вагон хоть и плацкартный, но повышенной комфортности, окна во всех купе открываются, кондиционер, электронные табло, сообщающие температуру на борту, время и статус туалета (свободен/занят), хотя мы покупали дешёвые билеты в обычный плацкартный вагон. Нет, мы конечно не против повышенной комфортности, но зачем конструкторы сделали перегородки с торцов третьих полок? Не все рамы возможно туда уложить, а лишь те, что не длиннее 180см., и то наискосок с одной полки на другую. Рундук под сиденьем короче обычного - рюкзак туда не помещается, только в распотрошённом виде!? Конечно мы всё-таки уложились, правда длинные рамы ехали в коридоре.

Потом проводница нам объяснила, что такой вагон нам попался случайно, в результате какой-то накладки, и мы должны были ехать в обычном плацкарте.

Вообщем, нам показалось что такой тип вагонов, как плацкартный вагон повышенной комфортности неудобен для туристов, тем более водных туристов, которые, как правило, перевозят большие рюкзаки со своей флотилией и длинные "карандаши" с рамой и вёслами.


30.04.2005

г.Невинномысск - р.Аксаут (лесопункт 38км)
ТХВ - 07:20*. ЧХВ - 05:40*. Пройдено 220км*.
р.Аксаут (лесопункт 37км) - перед пор."Слалом" 29км
ТХВ - 01:50. ЧХВ - 01:26. Пройдено 9км.

 ВодаВоздух
09:00+3oC+12oC
18:30+9oC+17oC
Днём солнечно, ночью сильный дождь.

Характер реки - протоки между островов ("разбои"), перекаты, прижимы, в некоторых местах - частичные завалы. Произвели обнос полного завала.
01:54 г.Невинномысск
Прибыли точно по расписанию. При выгрузке из поезда получаем административное предупреждение за переход ж.д. путей в неустановленном месте.
02:23 Загрузили вещи в ждавшую нас машину, выехали.
03:44 Останавливаемся на 1 минуту у поста ГАИ - всё в порядке, заглянули в кузов, посмотрели на нас, едем дальше.
04:54 Остановились на 2 минуты у почты в ст.Зеленчукская, почта ночью не работает. Рабочий день телеграфа здесь начинается в 6:00. Телеграмму в Москву (в МГЦТК) о выходе нашей группы на маршрут дал водитель на обратном пути.
05:50 За лесничеством (4км) после Хасаут-Греческого встречаемся с экипажем катамарана(4), с которым мы договорились о совместном прохождении Аксаута и Б.Лабы. Они уже прошли Кубань, Б.Зеленчук и успели пройти Аксаут и ждали нас в заранее определённом месте. Договариваемся с водителем, что он заберёт нас здесь с Аксаута и перевезёт на Б.Лабу.
06.08 Загружаем вещи в машину и едем дальше вверх по ущелью Аксаута.
07:29 c.Красный Карачай.
К утру сильно похолодало, в кузове дует.
07:45 Останавливаемся у левого притока р.Облчад, у разрушенного моста через Аксаут. Оцениваем уровень воды, насколько возможно заброситься выше? Экипаж четвёрки остаётся здесь, для их катамарана верховья непроходимы, а мы укомплектованные только двушками решаем, что нам вполне возможно заброситься выше.
08:02 Выгружаем экипаж четвёрки. Едем дальше.
08:40 По дороге к верховьям оцениваем уровень воды - воды становится меньше, понимаем, что до Рудничного ехать рискованно - воды недостаточно, решаем остановится, наша надежда заброситься до п.Рудничный не оправдалась.

Выгружаемся в 100м выше сараев на левом берегу (37км), обозначенных на карте как "лесопункт".
Готовим завтрак, начинаем сбор судов.

16:00 В полном составе встаём на воду и выходим.
16:29 Летник на левом берегу.
Разбои, завалы!
16:29 Экстренная чалка - впереди ЗАВАЛ!
Завал становится очевиден только, когда подходишь к нему на расстояние 20м. Проход невозможен, русло полностью завалено брёвнами. Впереди идущий экипаж падаёт сигнал остальным, все успешно чалятся перед завалом.

Обносим вещи и катамараны.
Отдыхаем.

16:53 Идём дальше.
17:25 Летник на правом берегу. Река собирается в единое русло, берега становятся выше, в русле видны отдельные камни красного цвета.
17:50 Чалимся на правый берег на поляну перед разрушенным мостом, где мы вагрузили экипаж четвёрки, они нас ждут. Ставим лагерь.
21:00 Отбой.


01.04.2005

пор."Слалом" - к."Осыпной" 13.5км
ТХВ - 05:15
ЧХВ - 02:23
Пройдено 15.5км.

 ВодаВоздух
07:00+2oC-3oC
21:00+7oC+5oC
Утром солнечно, к обеду пасмурно - дождь.
08:00 Подъём.
10:24 Выход.
пор."Слалом" сразу за разрушенным мостом. Остатки моста можно не заметить, так как их почти не осталось, только по своеобразному характеру площадок на берегах видно, что здесь раньше был мост, который так же обозначен на карте. Протяжённость 2км. Проходим сходу походной колонной, периодически дожидаясь отстающих. Постоянный манёвр, обходим камни, которых очень много, но всё читается с воды. Подвесного моста после порога теперь нет.
Ниже порога впадает правый приток - р.Большая Марка. За притоком село "Красный Карачай", жилых всего несколько дворов.
Порог "Корнет" идентифицировать на общем фоне шивер не удалось. Всё сливается в одну длинную нескончаемую шиверу-быстротоку.
11:50 Участок шивер.
Чалимся на правый берег - отдых.
12:14 Выход.
12:19 Мост.
12:22 С одного из катамаранов вымыло морковку. Чалимся, укладываем размотавшуюся морковку.
12:29 Вышли.
Идя за ведущим экипажем, сходу проходим пор."Мустанг" - всё время прыгаем с обливняков, постоянно маневрируя между камнями.
12:49 Чалка на правый берег - отдых.
13:00 Отдышавшись, идём дальше.
13:05 Бревно под правым берегом, уложено наискосок с берега в воду. Слева мель, основной поток проходит под бревном.

Катамаран 4-ка "Рафтмастер" успешно прошёл это препятствие, сделав телемарк у левого берега, и зачалился к правому берегу для страховки. Экипаж первой из наших "двоек" при прохождении переката не обратил внимания на поваленное бревно, а когда перекат был пройден, выполнить манёвр для ухода уже не удалось. Катамаран застрял под бревном. Вытравив часть воздуха из баллонов, экипажу удалось протолкнуть катамаран под бревном, а самим по бревну выбраться на берег. Катамаран был зачален страхующей "четвёркой".

Следующий экипаж наблюдая такие события аккуратно проскребается по краю отмели, как можно дальше от бревна, такая тактика оказалась вполне оправданной. Далее чалится на правый берег чуть выше первого катамарана.

Не успев Зачалиться, слышим крики. Обернувшись, видим перевернутый третий катамаран застрявший под этим бревном, а экипаж идёт самосплавом. Командую матросу "На берег! Держи катамаран!". Выдёргиваю морковку, готовлюсь к броску с катамарана, но самосплавляющейся экипаж очень быстро сам выбрался на наш берег, не дожидаясь моего вмешательства.

Четвёртый экипаж, опять же, пронаблюдав, как не надо делать, обошёл бревно подальше слева и зачалился на правый берег. Собравшись вместе, вытащили катамаран из-под бревна, всё и все в порядке!

Делаем обед.

15:05 Выход.
15:08 Мощный слив на правом повороте. Проходим сходу.
15:24 Правый приток, за ним МОСТ.
Под мостом проходим по струе притока. После моста высоко на левом берегу сараи.

Через 1.5км начинается каньон "Осыпной".
Протяжённость каньона около 2км. Осмотр по левому берегу, где дорога. Каньон целесообразно проходить короткими участками, поочерёдно осматривая и определяя места промежуточных чалок. Ориентиры: основной участок к."Осыпной" начинается через 500-700м после сараев на высоком левом берегу, в его глубине. Зачалиться можно на левый берег на правом повороте, после которого правый берег становится круче, река уходит в каньон. Протяжённость участка ~250м. Препятствие представляет собой ряд порогов, разделённых быстротоками. Пороги имеют большое количество надводных и обливных камней в русле, сливы до 1 метра. Несколько поворотов на протяжении препятствия осложняют определение линии движения сходу. Деревья, низко наклоненные над водой, создают дополнительную сложность.

Следуя за ведущим экипажем, сходу влетаем в каньон, маневрируем среди камней, достаточно мощных сливов и бочек, конечно сходу не всё получается идеально.

На выходе из каньона слева половина русла перегорожено ветвистым деревом, ствол которого висит чуть выше метра над водой. Заход в правую часть русла загромождён полуобливными камнями, и всё это осложняется тем, что вся эта картина открывается взору, и без того уже измотанному постоянными манёврами экипажу, за левым поворотом на расстоянии 30м. Зачалиться уже невозможно, сходу правильно определить линию движения, когда постоянно шёл по основной струе, крайне сложно - справа камни, основная струя уходит под дерево. Навал воды на камень по центру русла, на который опирается верхушка дерева.

Ориентиры опасного участка: 30м после левого поворота, на повороте, справа крутопадающий мощный приток. Зачалиться можно только на правый берег за притоком, но ещё лучше зачалиться до поворота на левый берег и осмотреть. Зачалиться по факту видимости завала не получится. ОСМОТР обязателен! При малейших сомнениях лучше обнести.

Ведущему экипажу удалось правильно оценить ситуацию и обойти завал с правого берега.
Следующему экипажу этого не удалось.

Идя по основной струе, видим дерево, отчаянно отрабатываем к правому берегу, при этом левым бортом наезжаем на камень в центре русла. Левый борт начинает лезть вверх на камень, правый притапливает. Кричу матросу, чтоб перелезал на мой (левый) борт, т.к. мы уже близки к перевороту. Матрос почему-то решает, что я хочу, чтоб он пригнулся от веток дерева, и в этот момент нас действительно сваливает с камня кормой под дерево. Пригибаемся, целуя наплывы своего катамарана. Нас протаскивает по деревом, хорошо, что ветки тонкие и мягкие - всё обошлось.

Остальные экипажи препятствие прошли успешно.

15:39 Через 200м после пройденного завала - это и был конец каньона "Осыпной", чалимся на левый берег, ставим лагерь.
21:00 Отбой.


02.05.2005

к."Осыпной" - Лесничество (4км)
ТХВ - 02:03
ЧХВ - 01:27
Пройдено - 9.5км.

 ВодаВоздух
09:00+4oC+8oC
21:00+6oC+5oC
Пасмурно, дождь.
07:00 Подъём.
08:00 Завтрак.
09:30 Всё готово к сплаву.
Пешком возвращаемся вверх по течению, делаем анализ вчерашнего прохождения, замечаем ориентиры, проводим фотосъёмку.
11:02 Встаём на воду. Выход.
11:08 Каньон "Красный".
Ориентир: на левом берегу крутая осыпь бурого цвета, правый поворот. Чалимся перед осыпью до поворота на левый берег. Осматриваем заходной узкий слив. Протяжённость порога 40м. Проходим походным порядком. Далее участок шивер.
11:25 Мост. Дорога переходит на правый берег. Чалимся на левый берег за 100м до моста. Отдых и осмотр каньона "Два моста".

Каньон "Два моста".
Каньон "Красный" почти сразу же переходит в каньон "Два моста". Ориентир: мост. Основная сложность слив с неплохой бочкой под мостом, после слива действительно несколько прижимает к левой опоре. Это самый сложный участок каньона. Далее настоящий каньон с отвесными скальными стенками высотой около 15м и водоворотами в русле. Никакие обломки, протоки и т.п. в конце каньона замечены не были.

Осмотрели заходной слив. С моста просмотрели каньон. Выставили фотографа под мостом. Поочерёдно проходим входной слив и встаём в уловах на ожидание остальных.

11:53 Прошли к."Два моста", чалимся на галечную отмель левого берега за мостком из двух брёвен. На правом берегу виден обелиск.
Отдыхаем 5 минут.
12:14 р.Кишкет - правый приток. На правом берегу много строений - тур.база "Кишкет". Встаём в улов ждём отставших. Порог "Поцелуй Чаниты" на общем фоне шивер выделить не удалось.
12:25 Порог "Крокодил". Мощный слив высотой около 0.5м, проход ближе к левому берегу. Протяжённость порога 30м. Ориентир: скала на левом берегу, слегка прижимает к скале, далее правый поворот. Слив плохо просматривается с воды!
Ведущий экипаж проходит порог сходу. Проходя основной слив под левым берегом, замечают в сливе сучок - зуб крокодила, торчащий из воды ближе к правому берегу. Экипаж зачаливается сразу после порога на левый берег и выставляет сигнальщика, который заводит остальных в слив подальше от сучка, ближе к левому берегу.
Идём дальше.
12:56 Порог "Сюрприз".
Дорога близко подходит к реке с правого берега. Прижим к правому берегу, мощная шивера. Проходим сходу походной колонной.
13:05 Лесничество (4км). Перед лесничеством правый берег становится открытой лужайкой на невысокой полочке. Чалимся за 200м перед лесничеством. Ставим лагерь через дорогу, на возвышении в леске есть удобная полочка.
- Отвязываем и упаковываем гондолы катамаранов. Рамы не разбираем, связываем их вместе. Готовимся к переезду на Большую Лабу.
Вечером приезжает наш водитель, ночует до утра с нами.


03.05.2005

р.Аксаут(4км) - р.Б.Лаба (п.Свинячий 36.5км)
ТХВ - 06:08*
ЧХВ - 05:21*
Пройдено - 146км*.

 ВодаВоздух
07:30+4oC+3oC
21:00+4oC+3oC
Пасмурно, дождь.
06:30 Пoдъём.
Завтракаем. Собираем лагерь. Рамы привязываем наверх кунга.
08:24 Выехали.
09:05 ст.Кардоникская.
Останавливаемся у базара. Очень хорошее молоко и дешёвое - 15руб. 1,5л.
09:21 Выехали.
09:25 Техническая остановка - 5 минут.
09:40 ст.Зеленчукская.
На базаре закупаемся хычинами и прочими радостями, которые в походную раскладку не входят.
09:51 Едем дальше.
11:00 Техническая остановка - 6 минут.
12:09 Техническая остановка - 3 минуты.
12:55 Останавливаемся у порога "Затычка" на Большой Лабе - 6 минут.
14:32 Выгружаемся сразу за мостом у п.Свинячий (36,5км). После моста надо сразу свернуть налево 50м. Неплохая полочка для стапеля, единственный минус, хорошо просматривается с дороги, но можно пройти чуть в глубь берега, в лесу - роскошная полянка.
Собираем суда.

Через 40 минут, к нам подъехал лесовоз. Пятеро полупьяных лесорубов с лесовоза требовали общения. Руководитель с группой опытных товарищей "приняли" ... Заразы, только отвернулись, утащили у нас кружку.

Пока дипломатично принимали тружеников лесной промышленности, подошёл наряд пограничников в составе 3 человек и тоже потребовал приёма у нашего руководителя. Глядя на скромно прижатые автоматы, отказать было невозможно. Проверили пропуска и паспорта - всё нормально. Пока отвлеклись на наших защитников, в этот момент лесорубы и стащили нашу кружку и быстро так уехали. Проверив все документы, пограничники тоже растворились в зелёной дымке распускающейся листвы.

21:30 Отбой.


04.05.2005

Мост у п.Свинячий (36,5км) - к.Сосновый
ТХВ - 07:08
ЧХВ - 00:46
Пройдено - 8.5км.

 ВодаВоздух
08:00+4oC+2oC
21:00+4oC+5oC
Пасмурно, дождь.
10:14 Выход.
10:21 Тур.база "Дамхурц" на левом берегу. Общий фон 3 категории трудности. В сравнении с Аксаутом сразу чувствуется мощь Большой Лабы.
10:50 Разрушенный мост.
Остатки опор и настила моста у правого берега. Чалимся на левый берег. Проходим вперёд - осматриваем место чалки перед каньоном "Сосновый". Через 700м от разрушенного моста, большая поляна на левом берегу - это последнее место где удобно зачалиться для обноса каньона.
11:22 Перечалились на поляну левого берега перед каньоном "Сосновый". Разгружаемся, начинаем обнос вещей за каньон. Протяжённость обноса около 1,5км. Сразу за каньоном на левом берегу есть полочка, достаточная для стоянки. Народу много, все не очень-то помещаются. Принимаем "хитрый приём", как только принесли вещи, сразу ставим на свободное место палатки и костровой тент, тем самым, обозначив своё место под солнцем, которое так давно нас не радовало. В обратный путь берем с собой фото-видеоаппаратуру, морковки, аптеку и осматриваем каньон. Для осмотра приходится лазить вверх-вниз по крутому склону высотой 15-20м.

Каньон "Сосновый" - протяжённость около 1,5км. Обнос по левому берегу по грунтовой дороге. Сразу за каньоном есть стоянка. В каньоне два препятствия 5к.с.: "Прощай Родина" и "Пронеси Господи". ОСМОТР обязателен! Осмотр всего каньона и препятствий возможен с левого берега, но связан с трудоёмким карабканьем по крутым береговым склонам. При входе в каньон, последующий выход из него по берегу (вместе с катамараном) крайне затруднён.
СXEMA каньона.
Между порогами - шиверистый участок с "бочками", валами и обливными камнями. Места для чалки есть за порогом "Прощай Родина!" на правом берегу и перед порогом "Пронеси Господи!" на левом берегу.

Порог "Прощай Родина" - первый порог каньона.
Ориентир: через 1км после разрушенного моста, непосредственно в пороге резкое сужение русла, у правого берега огромная скальная глыба, с левого берега слив подпирает гладкая наклонная плита. Сразу за сливом и глыбой впадает правый приток - р.Сосновая. ОСМОТР обязателен! Осмотр можно провести как по левому берегу со стороны дороги, так и с правого берега, перечалившись на каменистую отмель. Протяжённость 30м. Основное препятствие составляет крутой слив высотой около 2-2,5м, с мощной бочкой снизу. В непосредственной близости перед порогом имеются сливы, "бочки" и обливные камни, затрудняющие осуществление намеченной линии движения.

Преречаливаясь на правый берег, надо иметь ввиду, что в этом случае обнос препятствий сильно усложнится. Фото и видеосъёмку всё же лучше проводить с левого берега, там скала-глыба не мешает обзору, да и страхующим не мешаешь и они тебе.
СХЕМА порога.

После осмотра один экипаж отказывается идти каньон полностью, они обносят судно и в 14:40 встают на страховку с воды сразу за порогом "Пронеси Господи" и ждут нас. Остальные перечаливаются на правый берег перед пор."Прощай Родина".

Первым готовится проходить порог "Прощай, Родина!" катамаран 4-ка "Рафтмастер". Для страховки катамарана 4-ки одного катамарана 2-ки было недостаточно. Поэтому обносим два катамарана двушки и ставим их на нижнюю страховку с воды, за устьем притока Сосновый. Одну морковку ставим на скалу-глыбу непосредственно у бочки под сливом, для вытаскивания из неё, второй спасконец была установлен параллельной группой чуть ниже порога, далее стоят катамараны страховки. Страхующий со скалы над "бочкой" одновременно выполнял роль сигнальщика, поскольку его видели и стартующие экипажи и остальная страховка.
Нижняя страховка с воды обязательна! Пока мы осматривали каньон, наблюдали за прохождением других групп - половина килей и из них, как правило, половина экипажа уходит вниз "благополучно" минуя морковки. Известный факт, произошедший в этом же месте в этот период: девушка после киля в "Прощай Родине" прошла самосплавом весь каньон "Сосновый", в том числе и "Пронеси Господи!". Выловили её только после каньона. Результат - полуобморочное состояние, множество синяков, сильное переохлаждение. Пострадавшую возили в больницу.

Первыми проходит экипаж четвёрки, энергично пробив "бочку" у левого берега и встаёт на нижнюю страховку, сменяя один из экипажей двойки, те сменяют фото и видеосъёмку.
Пропустили несколько катамаранов других групп. Страховка "отловила" каякера, не сумевшего в очередной раз встать после главного слива.
Далее проходит экипаж катамарана "Кулик", ближе к скале правого берега. В нашу воду в этом месте "бочка" была не такая "злая".

Затем произошёл переворот в пороге катамарана 2-ки из другой группы. Одного из гребцов вытащили спасконцом, а за другим пошёл в вдогонку катамаран 4-ка "Рафтмастер". Человек был вытащен на катамаран. "Рафтмастер" зачалился на правый берег в середине каньона не доходя до места на левом берегу, откуда стартуют в порог "Пронеси, Господи!". Перечаливаемся к порогу "Пронеси Господи!".

Порог "Пронеси Господи!" - второй и завершающий порог каньона.
Ориентир: 300-400м после пор."Прощай Родина", порог сразу за левым поворотом в скальном коридоре шириной 5-6м с ребристыми неприятными стенками. Протяжённость препятствия 80-100м. Обнос непосредственно порога крайне затруднителен. ОСМОТР! с левого берега. На заходе крутой слив высотой 1,7-2м, непосредственно перед сливом косая бочка, которая при грамотной работе экипажа легко пробивается, хотя при грубых ошибках экипажа легко переворачивает катамаран. По центру слива наблюдается язык.

Чалимся в заранее просмотренном месте на левый берег, перед правым поворотом. Приводим в боевую готовность нижнюю страховку, которая героически дежурила 2 часа, ожидая нас. Выставляем сигнальщиков и фото-видеосъёмку. Из-за поворота и сложного рельефа сигналы о готовности страховки и начале прохождения передавались по цепочке.

Все наши экипажи, за исключением одного страхующего снизу, успешно проходят порог, поочерёдно сменяя нижнюю страховку. Прохождение по основной струе, заход в слив по центру языка. После успешного прохождения слива экипажам часто не хватает сил удержать катамаран и их начинает рикошетить по стенкам корридора, особенно тяжело приходится четвёркам.

17:22 Все экипажи успешно зачалились на левом берегу у лагеря.
Каньон "Сосновый пройден".
22:00 Отбой.


05.05.2005

к.Малый Блыб - начало к.Солёные Скалы (21км)
ТХВ - 03:31
ЧХВ - 00:27
Пройдено - 7км.

 ВодаВоздух
08:00+4oC+3oC
21:00+6oC+7oC
Пасмурно, дождь.
10:16 Выход.
10:26 Каньон "Малый Блыб". Ориентир: пирамидальный камень-скала у левого берега, перед ним завал, справа впадает ручей. Чалимся на левый берег. Разгружаемся и обносим вещи за каньон. На обратном пути осматриваем.

Протяжённость каньона 1км. Мощная шивера с "бочками" и валами до 1м. Линия движения усложняется обливными камнями. В некоторых местах "бочки" через всё русло. На выходе из каньона слив с бочкой в сужении шириной 5м. Бочка обходится под левым берегом при заранее запланированном и осуществлённом манёвре. Затем река выходит из скального сужения, слева впадает приток - Малый Блыб.
СХЕМА каньона.

11:04 Обнесли один катамаран за каньон и организовали страховку с воды. Над выходной щелью выставили морковку на случай необходимости выдернуть из бочки. Организуем фото и видеосъёмку.

Проходим поочерёдно, сменяя страховку и фото-видеосъёмку.

13:19 Закончили прохождение. Каньон "Малый Блыб" все экипажи прошли успешно. Грузим вещи.
13:35 Вышли. Шивера, высокие валы.
13:41 Короткий, но красивый каньон. Посередине каньона высоко натянуты тросы старого подвесного моста.
13:47 Мост. Чалимся за мостом на правый берег после галечной отмели, делящей русло на две протоки, правая протока мелкая, левая - основная. В глубине берега стояночные места - это последняя стоянка перед каньоном "Солёные скалы".
Ставим лагерь.
16:31 Вышли на осмотр каньона.
При осмотре наблюдаем на противоположном берегу, у порога "Кирпич", экипаж и их разобранный катамаран четвёрку. То что осталось от судна они извлекли на берег и упаковали наподобие охотничей добычи, подвесив под одной из труб от рамы. Ещё раз мы видели их поздно вечером, когда они проходили мимо нашего лагеря, выходя к мосту и неся "добычу" на плечах.
19:17 Вернулись в лагерь после осмотра. Тяжёлые раздумья о завтрашнем дне заставили нас засидеться у костра. И решено было следующее: до порога "Кирпич" идут все. Порог "Кирпич" идёт четвёрка, экипаж "Кулика" пока не определился, остальные организуют страховку и фото-видеосъёмку. Прохождение "Кирпича" назначаем не позднее 13:00. Ночуем на полочке левого берега между "Кирпичом" и "Затычкой".
10:00 Отбой.


06.05.2005

к.Солёные Скалы - р.Нефтяная (12км)
ТХВ - 09:11
ЧХВ - 00:45
Пройдено - 9км.

 ВодаВоздух
07:00+4oC+3oC
21:00+8oC+12oC
Солнечно.
06:00 Подъём.
Собираем лагерь.
08:10 Начинаем обнос. Заносим вещи на стоянку у около скалы "Каменный-Стог" между "Кирпичом" и "Затычкой".
09:00 Обнесли вещи. На обратном пути расставляем страховку - 4 морковки на протяжении всего участка до пор."Кирпич". Аптечка была спрятана в конце намеченного к прохождению участка. Организуем фото и видеосъёмку. Определили порядок прохождения первой части каньона, порядок смены страховки и фото-видеооператоров.

Каньон "Солёные скалы"
Ориентир: деревянный автомобильный мост. Протяжённость каньона 2,5км. ОСМОТР обязателен! Осмотр проводится по левому берегу, где дорога.
Первая часть каньона - мощная шивера, протяжённостью 1км. Мощные бочки, некоторые из них перекрывают всё русло, но как правило по центру всегда есть небольшой гладкий язык. Постоянный слалом между надводных и полуобливных камней. В некоторых местах линия движения усложняется подмытыми и принесёнными паводком деревьями, которые закрывают некоторые простые проходы под берегом.
СХЕМА каньона.

Порог "Кирпич". Очень сложное и опасное препятствие.
Ориентир: по левому берегу к реке подходит дорога, вытесненная огромной скальной стеной. Впереди у левого берега огромный камень высотой 10м., перед ним образовался завал. Русло реки оттеснено этим камнем вправо.

Порог образован упавшей с левого берега скалой, перегородившей половину русла. На упавшую скалу нанесены брёвна. В оставшейся правой части русла - большое падение воды, последовательно несколько больших "бочек", камни - "зубья".

ОСМОТР! проводится по левому берегу с дороги. Протяжённость порога 80-100м, основной поток воды сбрасывается в сливе от камня-ориентира к правому берегу. В нашем случае, основной слив, кроме имеющихся огромных мощных бочек, осложнялся торчащим плавником из завала у левого берега и застрявшим бревном со стороны правого берега. Любая ошибка приводит к очень тяжёлым последствиям. Известен трагический случай произошедший в мае 2004г. в пороге "Кирпич", в нём так же упоминалось застрявшее бревно. Выход из порога осложнён серией надводных камней, обходя которые почти со 100% вероятностью приходится идти через мощную бочку. Страховка также осложнена, т.к. практически сразу начинается мощная шивера с опрокидывающими бочками, узкими проходами между камней.

Прохождение первой части каньона начинает четвёрка в тандеме с катамараном двушкой из соседней группы. После прохождения четвёрка встаёт на нижнюю страховку, морковки снимаются и с интервалом 10 минут, поочерёдно, с интервалом 10 минут, проходят все наши экипажи. Чалимся перед "Кирпичом" на левый берег, сразу за галечной отмелью перед завалом.

12:00 Мы подошли к "Кирпичу". Начали обнос судов для постановки страховки. В это время начинает прохождение другая группа. В качестве страховки, они используют одну морковку. Экипаж их четвёрки, по всей видимости, ещё на заходе слишком прижался к правому берегу, непосредственно в сливе исправить что-либо уже практически невозможно и их сбрасывает прямо под бревно. Катамаран заклинивает под бревном, носового матроса наполовину затаскивает вместе с катамараном под бревно, ситуация становится критической, вот-вот и его вместе с катамараном затащит под воду. Остальные члены экипажа предпринимают попытки вытащить своего товарища. СТРОПОРЕЗОВ ни у кого нет!? Долго развязывают упоры, согнутую ногу заклинило под бревном, снимают спасжилет, он тоже мешает. Минут через 5-8 им удалось вытащить своего товарища из-под бревна, он вроде не пострадал, разве что психический стресс. Далее весь экипаж перебирается на надводный камень. С другой стороны бревна уже видны вылезшие из разорванной шкуры баллоны. Открывают штуцера баллонов, и, взяв чалку прыжком с бревна один из них выбирается на правый берег - выдернуть катамаран не удаётся, но почему-то они его не привязали и минут через 15-20 его протаскивает под бревном и он, вернее его останки, уходит вниз, выловить его некому, понятно что морковку кидать практически бесполезно.

Пронаблюдав эту, вторую за два дня аварию в пороге "Кирпич", и приняв во внимание, что на левых баллонах катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" работают не самые сильные члены экипажей, а именно от работы "левых" в большей степени зависит успех прохождения, было решено обнести порог "Кирпич".

Участок от "Кирпича" до "Затычки" по сравнению с первой частью каньона осложнён ещё и узкими проходами из-за полуобливных плит в русле. В конце у скалы "Каменный Стог" мощный слив с коварной бочкой, к этому времени экипажи устают и расслабляются, здесь-то и происходят самые интересные события, которые имели место со всеми экипажами, которых мы наблюдали. Бывают даже кили, один из таких катамаранов без экипажа мы зачаливали потом за "Затычкой", он очень красиво и грамотно прошёл "Затычку" без мешающего ему экипажа.

13:45 Силы и желание идти вторую часть солёных скал находит в себе только один экипаж. Ставим страховку с воды одним катамараном и морковкой сразу за "Каменным Стогом". Выставляем сигнальшика перед скалой "Каменный Стог".

Было оговорено время старта - 13:45. "Кулик" проходит нижнюю часть каньона придерживаясь правого берега. Чтобы не прыгать с большой каменной плиты, занимающей 2/3 русла, была сделан намеченный при осмотре телемарк у правого берега.

Сигнальщик приводит в готовность экипаж страховки. В последнем сливе с бочкой, матрос, необъяснимым образом, выпадает из упоров и далее идёт самосплавом, но не долго, отрабатывает страховка, катамаран помогают зачалить спасконцом, и все благополучно оказываются на берегу. Потом страхующий экипаж участвует в переправе на наш берег потерпевшего аварию в "Кирпиче" экипажа четвёрки.
Готовим обед. Умываясь водой в реке, чувствую солёный от пота привкус воды. На следующем обносе матрос меня спрашивает: "А знаешь, почему такое название «Солёные скалы»?".
- Нет.
- А ты попробуй на вкус воду...

14:50 После обеда начинаем обнос судов за пор."Затычка". Вероятность его безаварийного преодоления для экипажей нашей группы была оценена ниже 50%. И хотя за порогом хорошо выставляется страховка, его всё же решили обнести.

Порог "Затычка". Самое сложное препятствие маршрута. Порог расположен на выходе из каньона "Солёные скалы". ОСМОТР с левого берега. Протяжённость 30м, перепад 3-3,5м. Весь сброс воды идёт на полуобливные скальные зубья, расположенные по центру потока. За порогом относительно спокойное место, удобное для страховки.

15:40 Возвращаемся за вещами и обносим вещи.
16:15 Грузим вещи.
Пока другие экипажи увязывали вещи, экипаж катамарана "Красное Солнышко"-мини зачалил перевёрнутый катамаран другой группы, идущий без гребцов. Этот "Летучий Голландец" самостоятельно прошёл порог "Затычка". Как потом выяснилось, судно потерпело аварию в "бочке" у скалы "Каменный Стог", гребцов вытащили спасконцами.
16:45 Вышли.
16:51 Прижим к скальному лбу правого берега, слева поганка.
16:55 Строения по обоим берегам. Автомобильный мост. После моста красивый каньон с отвесными скальными стенками, протяжённостью 70м. На выходе из каньона мост.
17:02 п.Рожкао. В посёлке подвесной пешеходный мост.
Далее серия прижимов и мощных поганок, которые сталкивают судно в прижим. Такие прижимы проходим телемарком.
17:21 Чалимся на левый берег. Приятный лесок, хорошее место для стоянки.
Ставим лагерь.


07.05.2005

р.Нефтяная - п.Мостовая Поляна
ТХВ - 01:22, ЧХВ - 01:12, Пройдено - 9км.
п.Мостовая Поляна - г.Армавир
ТХВ - 02:36*, ЧХВ - 02:26*, Пройдено - 192км*.

 ВодаВоздух
08:00+5oC+9oC
14:00+8oC+18oC
Переменная облачность, временами небольшой дождь.
08:00 Подъём.
09:47 Выход.
Разбои.
09:53 р.Нефтяная - левый приток, почти одновременно впадает правый приток - р.Рассыпная.
09:57 IV Каньон.
Ориентир: на левом берегу крутая осыпь, сверху скала. Русло сужается, правый берег повышается. Протяжённость каньона 600м, бочки и поганки в скальном коридоре. Проходим сходу.
10:02 На выходе из каньона пешеходный мост.
10:20 Автомобильный мост.
10:30 Разбои.
10:36 Чалимся на левый берег - отдых 10 минут.
10:50 п.Азиатский, Автомост.
11:07 Разрушенный мост (0 км), который соединял раньше Нижний Бескес на левом берегу и Мостовую поляну на правом берегу. Далее р.Бескес - левый приток, потом подвесной пешеходный мост.
11:09 Чалимся на правый берег, дожидаемся отставших.

Только отчалили, видим на правом берегу, автобус и ГАЗ-66. Чалимся на правый берег. Решаем остаться здесь для антистапеля. В Мостовой поляне лучше чалится сразу за тросами над руслом, которые расположены через 200м после пешеходного моста. Хорошая зелёная лужайка скрыта от лишних глаз. Хотя практически кругом населёнка, местные не проявляют излишнего интереса, обстановка спокойная. Мобильная связь работает неустойчиво и только "Би-Лайн".

16:20 Упаковались, упели немного подсушиться. Ждём автотранспорт.
17:13 Выехали на двух легковых машинах с прицепом.
19:49 Армавир, ж.д. вокзал "Армавир-Рост".


08.05.2005

г.Армавир - г.Москва

01:35 Сели в поезд. Стоянка поеда 10 минут.


09.05.2005

г.Москва

06:48 Наш поезд прибыл в Москву на Курский вокзал.

Поход окончен.



 
Hosted by uCoz