Отчёт 2007 года: Жомболок-Ока.
В текстовой части внимание сконцентрировано на местах, сложных для ориентирования (многократные ветвления русла), опасных (наиболее сложные пороги), а также на тех участках, которые представлялись нам особенно живописными. Отдельно дано описание действий группы на ключевых, определяющих препятствиях.
Самые
сложные препятствия расположены в
ущелье Орха-Бом. Большинство из них представляют крупногалечные перекаты. Уровень
воды существенно влияет не только на сложность, но и на протяженность многих
препятствий, причем, в обе стороны. Например, с падением уровня воды, порог Верхнеокинский на наших
глазах становился проще, теряя
мощность, но порог Бурятский из-за
обнажения «зубов» между «бочкой» и правым берегом, усложнялся. Сложнее
становился и вход в порог.
Основная
трудность прохождения реки связана с преодолением прижимов и водяных ям.
Значительная зависимость опасности этих препятствий от уровня воды, а также то,
что уровень воды влияет и на ориентиры порогов (наиболее яркий пример – порог
Трех геологов), заставляет
настоятельно рекомендовать изучить при подготовке к походу несколько описаний
по высокой, средней и малой воде.
Особо
отметим большую ширину реки (40-100 м). Такая ширина делает невозможной
береговую страховку на базе метательных спасконцов и требует использования
более сложных и трудоемких методов организации реальной эффективной
страховки.
За
последние 10 лет, по словам местных жителей поселка Верхнеокинский (по местному
Верхока), произошло 3 очень сильных наводнения в 1994, 1996, 1998 годах. В
низовье река прорыла новое русло. Поэтому лучше брать отчеты написанные после
1998 года.
1 день
(30.06)
Посадка в поезд №20 Москва -
Пекин, который отправляется с Ярославского вокзала в 2256. Перед посадкой прошли
взвешивание вещей. Норма на человека 36 кг.
2,3,4 дни
(1.07-3.07)
Поезд. Проблем с кипятком не было.
5 день (
4.07)
В 548 по московскому времени
или в 10 48 по местному
( + 5 часов) прибыли на станцию Слюдянка -1. Стоянка поезда 10
минут. Далее описание ведется по
местному времени.
Разделились
на группы. Первая отправилась на поиски машины, вторая на почту и третья
понесла заброску (продукты и часть одежды ) в Краеведческий музей локомотивного
депо (адрес). Представитель музея
встречал нас у поезда. *
1300 погрузились в
машину. До Орлика 397 км. Дорога заняла 8 часов. Выгрузились в 21 ч. В Орлике
лучше не останавливаться, а проезжать через поселок и ночевать выше или
ниже по реке.
В 200 остановились в 5 километрах ниже
Орлика. Поели и легли спать., организовав ночное дежурство. Этой ночью нас не
беспокоили.
6 день
(5.07 )
1000
- 2300 . Стапель. Место удобное: обширная поляна,
много дров, удобный спуск к воде.
Лес для рам – большая проблема: на поляне
исключительно лиственница. Есть и береза, но за ней путешествовать в горы (подъем на 150-200 м, удаленность от
лагеря 1,5 – 2 км).
Последняя
дежурная пара после завтрака отсыпается. Разбиваемся на 2 группы (4 и 10 чел.).
Первая работает на поляне, вторая уходит в горы искать лес для рам. Половина
второй группы возвращается в лагерь с первой «добычей» и начинает работу с ней.
Оставшиеся добирают необходимое количество материала и спускают его в лагерь.
Далее работаем вместе.
Поскольку
рама из березы слишком тяжелая,
решаем внешний контур вязать из березы, а внутренний из хрупкой
лиственницы. Дошли с этими рамами (с одной поломкой 3-ей поперечины) до дневки
на пор. Б. Тисский. На дневке заменили лиственницу елью.
Ночью
6-го дня организовали дежурство.
_______________________________________________
7 день
(6.07)
900
подъем. Ночь прошла спокойно,
местных не было. Собираем катамараны. После обеда познакомились с
проходящей мимо группой из Перми.
Вышли.
Река широкая 60-80 метров. Скорость течения 10-12, местами до 15 км/ч. Вода
средняя.
Первое
препятствие на реке - это Большой Тисский порог, 3 категории
сложности (далее кс). Длина 1100 м.
Ориентиры: за 100 м до порога в Оку впадает
левый приток Тисса, шум воды.
Порог расположен на очень плавном левом
повороте реки и состоит из двух ступеней, с коротким плесом между ними.
Осматривать его можно по правому берегу. Хотя оба берега крутые, но там, у
кромки воды есть площадка для ходьбы.
Первая
ступень: спокойный проход под правым берегом, в центре несколько бочек и
пирамидальные валы до 1 м.
Вторая
ступень: группа валов от правого берега до центра реки. Самый высокий до 1.5
м. В конце 2-й ступени от правого
берега до центра за глубокой плитой крутой, почти отвесный, с нависающим
гребнем противотока, вал высотой не менее 1,5 м. У левого берега спокойный
проход.
Идем
кильватерной колонной. Осмотр с воды, интервал между судами 30 м. Самостраховка
при прохождении. После порога первое судно встает на страховку с воды. У
третьего катамарана при прохождении крутого вала ломается одна лиственничная
поперечина. Пройдя порог, чалимся на правый берег. Устраняем поломку. После ремонта продолжаем движение
походным порядком.
На участке
Орлик - ур. Шэбэй через реку
натянуто несколько ЛЭП и старых тросов для переправы, не обозначенных на
обычных картах. ЛЭП висят
достаточно высоко, но тросы переправ натянуты плохо и могут доставить
неприятности. Безопасный проход вдоль берегов.
Препятствие
2. Перекат 2 к.с. Длина 100
м. Ориентир: а/м мост (проход под мостом чистый) и правый приток за ним.
Препятствие 3. Перекат 2 к.с. Длина 200 м.
Ориентир:шум воды, постройки на правом берегу. Проход по правому краю основной
струи. Осмотр с воды. В середине порога впадает правый приток Хара-Хужир.
Препятствие
4 ярко выраженных ориентиров не имеет. Представляет из себя
трехступенчатый перекат 2 к.с на правом повороте реки. Между ступенями плесы по
150 метров. Общая протяженность 2.2 км.
Первая ступень: 400 м, проход ближе к
правому берегу.
Вторая ступень: 600 м, проход по центру.
Третья ступень: 900 м, S- образной формы.
Препятствия 2-4 проходим без осмотра, походным порядком.
1700 Встаем на ночь на правом берегу в 300 м
ниже р.
Сенцы (левый приток ). Места под палатки не очень много. Дров достаточно. Берег
пологий. Лес смешанный, преобладают хвойные деревья и лиственница.
Пройдено 22 км. ЧХВ 1:28
8 день
(7.07)
Акклиматизационная дневка. Приводим в порядок
рамы катамаранов
9 день
(8.07)
Через 1.5 км после выхода справа в Оку впадает приток
Шамзиг. За ним ЛЭП, которая на карте 1980 года не
обозначена.
Препятствие
5 находится через 300 м после ЛЭП. Перекат 2 к.с. Длинна 200 м.
Проход по краю основной струи. Осмотр с воды.
Проходим
походным порядком. Таким же образом преодолеваем препятствия 6-11.
Препятствие
6. Перекат 2 к.с. Длина 100 м.
Препятствие
7. Перекат 2 к.с. Длина 50 м.
Препятствие
8. Перекат 2 к.с. Длина 100 м
Препятствия 6-8 ярко выраженных ориентиров не
имеют.
После препятствия 8 расположен поселок Саяны. Перед поселком реку пересекает ЛЭП. Строения поселка находятся на обоих берегах, а не только на левом, как отмечено на картах.
Препятствие
9. Перекат 2 к.с. Длина 250 м. Ориентиры: остров, шум воды. Само
препятствие расположено в левой протоке. Правая не сплавная, на выходе - мель.
Препятствие
10. Порог 2 к.с. Длина 80 м.
Ориентиры: левый поворот реки
почти на 900, скала на правом берегу.
Река делает поворот налево с навалом на отвесную скалу. Проход по левому краю основной струи. На выходе - ближе к центру.
Препятствие
11. Перекат 2 к.с. Длина 50 м. Ярко выраженных ориентиров нет. Ниже
переката ЛЭП.
Препятствие
12. Перекат 2 к.с. состоит из двух ступеней.. Длина 200 м. Ориентиры: галечная отмель на левом берегу, левый
поворот, 15-20 метровый каменистый
обрыв на правом берегу. Хорошее
место для тренировки, но ночевать плохо.
Первую
ступень желательно осмотреть
правым берегом. Ступень длинной 50 м расположена в конце левого поворота
реки почти под 180 0. У левого берега мощный улов после подводных
камней. Прижим к правому берегу. В середине поганка диаметром около 8
метров. Возможен проход по краю
улова или между прижимом и
поганкой.
После
ступени плес 50 м, река делает правый поворот. За ним вторая ступень - перекат
2 кс, 100 м.
Ведущий катамаран проходит первую ступень и встает на нижнюю страховку
с воды после нее. Остальные проходят весь порог до конца следующим образом:
начало движения последующего судно начинает после прохождения первой ступени предыдущим. Осмотр с воды. После порога походный
порядок восстанавливается.
После
препятствия 12 река входит в каньон. Высота берегов не менее 15 м.
Препятствие
13. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: правый поворот, шум воды.
Препятствия 13-16 проходим походным порядком. Осмотр с воды
Через 1.9 км после препятствия 13 в Оку слева
впадает р. Жомболок. На стрелке отличное место для стоянки, названное туристами
«Берег слоновой кости». Огромная травяная поляна и песчаный пляж. Дров хватает.
Но
если стоять там, то можно
проснуться среди пасущегося стада коров. Рядом проходит тропа. Ездят местные жители на лошадях. Все это до
входа в Орха-Бом.
Препятствие
14. Перекат 2 к.с. Длина 80 м. На выходе поворот налево и слабый навал
направо. Ориентир: шум воды.
Через
500 м после переката впадает второе русло Жомболока или Малый Жомболок. При впадении он имеет ширину 1.5-2 м. Если
подняться на 300 м вверх по течению ( лучше по правому берегу ), то можно посмотреть
водопад высотой под 30 м.
Перед Малым Жомболоком чалимся и идем любоваться водопадом. Очень
красиво!
Левый
приток Сайлаг, следующий после Малого Жомболока с воды не заметен.
Препятствие
15. Трехступенчатый перекат 2 к.с. Общая длинна 1200 м. Ориентир: скала
справа, шум воды.
Препятствие
16. Перекат 2 к.с. Длина 800 м. Ориентир: левый поворот.
Встаем на ночь на левом берегу после
препятствия 16. Под лагерь место хорошее, но дров маловато.
На
протяжении участка Орлик - начало Орха-Бома проблем со стоянками нет. Каждые
15-20 минут сплава встречается неплохое место для стоянки. Один из берегов реки
обрывистый (лавовое плато) другой более пологий и низкий. После препятствия 16 на протяжении 2 км
река течет в долине. На левом берегу места под палатки много, но дров маловато.
Пройдено 22 км. ЧХВ 1:38
10 день (9.07)
Препятствие
17. Перекат 2 к.с. Длина 50 м. Проход по центру. Ярко выраженных
ориентиров нет.
Препятствия
17-23 проходим походным порядком. Осмотр с воды.
После препятствия 17 кончается
лавовое плато.
Препятствие
18. Двухступенчатый перекат 2 к.с. Длина 400 м. Ориентир: ЛЭП. Первая
ступень - 100 м, вторая ступень -200 м. Между ступенями плес 100 м.
Группа
островов в 1.5 км ниже переката. Проход по основным протокам. Многие завалены
или мелкие. Лучше держаться левых.
Препятствие
19. Перекат 2 к.с. Длина 600 м.
Ориентир: левый приток. Две ступени 250 и 100
м. Между ступенями плес 250 м. После переката остров разбивает реку на два
рукава. Проход правым.
Препятствие
20. Перекат 2 к.с. Длина 200 м. Ярко выраженных ориентиров нет.
Ущелье Орха-Бом начинается в
конце островов Тухерен-Тала. При прохождении островов нужно
держаться левых проток.
Препятствие
21. Перекат 2 к.с.
Две ступени по 40 м. Между ними плес 20 м. Ориентир: 300 м ниже острова, правый
поворот.
Препятствие
22. «Шаман-камень», шивера 2 к.с. Длина 50 м. Ориентир: скала
«Шаман-камень» белого цвета на левом берегу. Шивера расположена в устье реки
Етомой (правый приток). Проход по
центру.
Препятствие
23. Перекат 2 к.с. Длина 150 м. Ориентиры: правый поворот, отмель на
правом берегу.
Препятствие
24. Порог Трех геологов, 4 к.с. Длина 100 м. Ориентир: 650 м ниже левого
притока Халбая- Хара-Гол. Порог расположен в правой протоке острова. Левая
протока с воды не заметна! Река делает левый поворот, огибая остров. Короткий
мощный слив. Справа прижим к скале («Трех геологов») с отбойным валом. У левого
берега камни. Заход по центру слива, с последующим уходом от прижима к острову
на левый край струи. Левая протока не сплавная, но по ней можно провести суда.
Осматривать порог нужно по левому берегу. Зачалиться через 300 - 400 м после
Халбая- Хара-Гола и идти по склону вниз по течению. Осмотр трудный. В некоторых
лоциях говорится об осмотре с острова или с правого берега. С острова осматривать уже поздно, так
как он находится в пороге. А на правом берегу отвесная
скала и пройти невозможно.
Будьте внимательны! Есть вероятность попадания в порог без осмотра из-за
потери ориентировки. Участок сложен для ориентирования.
Осматриваем порог по левому берегу. Ведущий катамаран проходит порог по левому краю слива около камней, делает траверс и встает на нижнюю страховку с воды в улове у острова. Остальные катамараны проходят порог по одному. Прохождение следующего начинается после окончания прохождения предыдущим. После прохождения катамараны чалятся на остров ниже порога и дожидаются ведущего.
Препятствие
25. Перекат 2 к.с. Длина 100 м. Ориентир:150 м ниже острова.
Проходим походным порядком. Осмотр с воды.
Сразу после переката левый приток
Хэрмэшэлэйшэ-Хара-Гол. С воды заметен плохо.
Встаем на ночь на левом берегу в начале препятствия 26.
Напротив большого скальника на
правом берегу.
Стояночное
место хорошее. Дров много. Места под палатки под небольшим уклоном.
В ущелье существует проблема со стояночными
местами.
Пройдено 42 км. ЧХВ 2:56
11 день
(10.07)
Препятствие 26. Шивера 3 к.с. Две ступени.
Длина 1.5 км. Валы до 1.5 м. Проход по основной струе.
Проходим с наплыва, походным порядком.
Препятствие
27. Порог «Пронеси Господи - 1» 4 к.с. Длина 200 м. Ориентир:
песчаный пляж «Ривьера» и улов на левом берегу сразу после препятствия 26,
правый поворот реки, отмель из валунов за пляжем. Осмотр по левому берегу.
Правый берег - скальная стенка. В некоторых описаниях в качестве ориентира
указывается левый приток, но он с воды не заметен. Осмотровой тропы нет, и
приходится прыгать по валунам.
В
начале порога мощный чистый длинный язык ближе к правому берегу. Слева у края языка несколько каменных
зубов и камни у самого берега. Справа
у края основной струи идут подряд две подводный плиты с пенными котлами
после них. По центру валы до 2
м, ближе к концу порога 1.5 м.
Выход из порога чистый. Во второй половине порога у левого берега длинный улов,
образованный выступом левого берега. Напротив него - обливной камень.
Зачалились
для осмотра на левый берег в
середине песчаного пляжа. Там встретили группу из Перми на двух катамаранах
двойках. Они попросили подстраховать их. Первыми тандемом проходят два наших катамарана (1.8 м3
). Они заходят по центру слива, проходят около котлов, делают траверс струи и
пытаются встать в улов в районе обливного камня у левого берега. Первому
катамарану, из -за ошибки левого кормового при траверсе, не удается этого
сделать и он встает в улов ниже намеченного места. Второму удалось выполнить
этот маневр, и он встал на страховку с воды на краю улова. Третий катамаран
проходит порог до конца и чалится
на левый берег. Последним идет катамаран руководителя (Моисеенков М.М.).
Повторяет маневр первых двух катамаранов, заходит в улов и меняется местами на
страховке со вторым катамараном.
После этого двойки начинают прохождение. Первая проходит порог без проблем и чалится к левому берегу
в конце улова. Вторая при заходе, боясь зубьев у левого края струи, уходит
слишком близко к правому берегу и
правым баллоном залетает во
второй котел. Её разворачивает, а женщину, сидящую справа вымывает из упоров.
При этом она схватилась за раму и не потеряла весло. Залезть на катамаран её не
удалось. Двойка выставляется носом по струе и проходит валы в 1.5 м. Катамаран
руководителя и вторая двойка выходят на помощь. Первой подходит
вторая двойка, но помочь они не могут. Наша четверка запаздывая на 10 -15 с,
догоняет их. Заходит носом против течения к правому баллону двойки и помогает
женщине забраться на катамаран. После этого все три судна чалятся на левый
берег за 100 м до порога «Скала Каландарашвили». Сбор всей группы и обсуждение случившегося.
После сбора идем на осмотр следующего порога.
Препятствие
28. Порог «Скала Каландарашвили», 4 к.с. Длина 200 м. Ориентиры: сразу
после порога «Пронеси господи 1». Осмотр возможен с обоих берегов, но лучше
видно с левого. Советуем осматривать порог «Скала Каландарашвили» вместе с
порогом «Пронеси Господи - 1». Левый берег - скальная стена, правый - осыпь из
валунов, затем скала.
Мощный прижим с «карманами» (подмывом) к левому берегу. Весь поток, не пенясь, уходит под скалу и ниже вырывается из под нё крученым валом в 1.5-2 м. По более низкой воде на заходе могут появится камни, по нашей воде вход чистый. Правее прижима валы до 2 м, а еще правее ближе к берегу надводный камень-«клык» (при желании его можно взять между баллонов). Далее до самого берега и ниже идет мелкая шивера. По нашему описанию, сделанному по средней воде, на месте валов должна быть подводная плита с пенным котлом за ней, а вместо «клыка» большой обломок скалы. Мы делаем вывод, что наша вода высокая.
Порог
проходим по центру, затем уходя от прижима ближе к правому берегу. Ведущий
катамаран проходит порог и встает на страховку с воды у правого берега.
Остальные суда, включая две двойки, проходят с интервалом в 15 с. Передыхаем 10
минут на правом берегу.
Препятствие
29. Шивера 2 к.с. Длина 100
м.
Ориентир: 500 м ниже препятствия 28. Скала
«Палец» на левом берегу после порога с флагштоком (тонкая одинокая сушина на
вершине скалы). Внимание! Флагшток
плохо виден при ярком солнце.
Проходим
снаплыва, походным порядком.
Препятствие
30.
Порог «Окинский», 4 к.с.
Длина 300 м. Ориентир: скала с флагштоком на левом берегу, поворот русла влево почти на 1800.
Осмотр правым берегом. Левый берег - скала, Правый - валунное поле вдоль всего порога. Чалиться на осмотр надо на
уровне вершины поворота на галечную отмель. В некоторых описаниях в качестве ориентира для чалки дается
правый приток, но он с воды плохо заметен. Осмотровой тропы нет. Приходится
скакать по валунам.
На
входе язык от левого берега до середины, справа камни. Основная струя идет
вдоль левого берега, затем уходит к середине. Валы 1.5 - 2 м. В конце первой части порога, ближе к
левому берегу, вал порядка 3
м.
У правого берега валы до 1.5 м. Ближе к концу порога, в середине
русла, сбивка жестокого крученого
косого вала от правого берега (1.5 м) и стоячего пирамидального (1.5 м). Высота сбивки 2 м. На выходе чисто.
Осматриваем
порог. Первый катамаран заходит
через язык, затем уходит к правому
берегу, оставляя трехметровый вал по левому борту и встает на страховку
с воды в улов у правого берега ниже косого вала.
Второй
катамаран повторяет его маневр на заходе, но после трехметрового вала пересекает струю и встает на страховку
у левого берега, выше первого катамарана.
Остальные суды, включая двойки, движутся по произвольной линии движения.
Прохождение следующего судна начинается после окончания прохождения препятствия
предыдущим.
Встаем
на ночь на левом берегу, сразу после порога. Места под лагерь много, правда
ровная площадка начинается после 50 - 70 м галечного пляжа. Дров много.
Пройдено 4 км. ЧХВ 0:33
12 день
(11.07)
Дневка.
Вода спала. У правого берега проход стал гораздо проще.
На входе язык от левого берега до середины,
справа обливные и надводные камни. У левого берега появилась серия валов до 2 м. Основная струя идет по левой
части русла, сначала вдоль левого берега, а затем смещается к середине. В конце первой части порога,
ближе к левому берегу вал в 2.5 м.
У правого берега серия валов 1- 1.5 м. Ближе к концу порога, в середине
русла, сбивка жесткого крученого
косого вала от правого берега (1.5 м) и стоячего пирамидального (1.5 м). Высота сбивки 2 м. На выходе чисто.
Повторное
прохождение порога «Окинский». Попросили группу из Перми подстраховать нас.
Они, используя свою двойку и наши веревки, организовали
страховку «кораблик». Самый тяжелый из наших катамаранов
встал на нижнюю страховку с воды у левого берега. Три катамарана обнесли по
правому берегу к началу порога. Обнос очень тяжелый, пришлось обносить
катамараны по валунам, местами по воде.
Экипажи
стараются осуществить следующую линию движения: проход по основной струе через
серию валов и заход в бочку, затем уходя на сбивку косого и прямого валов и
чалка в улов. В бочку катамаран заводит сигнальщик, который выставлен на правом
берегу ниже бочки.
Экипажи
прошедшие порог сменяют страховку и сигнальщика и людей, работающих на веревке.
Обносим катамаран. Еще одно
прохождение по старому плану. После прохождения снимаем страховку. Разбор
прохождения.
13 день
(12.07)
800 подъем.
1030 готовность к
выходу. Из левой гондолы ведущего катамарана слышен свист. Гондола стравила,
давление ушло. Подозреваем прокол баллона. Разгружаем катамаран, вытаскиваем
баллон. При проверке в воде дырку не нашли, свиста нет. Вставляем баллон,
надуваем обе гондолы до «звона». Свист слышен из правой гондолы. Спускаем ее,
вытаскиваем баллон, проверяем в воде. Дырки нет, свиста тоже нет. Вставляем
назад. Надуваем обе гондолы до «звона».
Свиста, гондола не травит. Обедаем и уходим с этого злополучного места.
Препятствие
31. Порог «Бурятский», 4 к.с.
Длинна 200 м. Ориентиры: галечная
отмель на левом и правом берегах, поворот русла вправо. Осмотр возможен по
обеим берегам. На правом берегу тропа идет до середина порога, а затем
обрывается. Слева осмотр по галечной отмели.
Реку
упирается в галечную отмель и поворачивает направо. На заходе чистый язык,
затем валы до1.5 м и основная струя упирается в скалу правого берега, образуя
прижим с подмывом. Струя отражается от скалы и после прижима начинает уходить к
левому берегу. В середине порога,
чуть ближе к правому берегу большая пенная бочка после обливного камня -
«клыка». От бочки до правого берега острые обломки скалы, скрытые водой. Они
плохо заметны с воды и даже с берега. После бочки валы до 1 м. Прохождение между бочкой и
правым берегом может привести к серьезной поломке катамаранов.
Порог
осмотрели с обоих берегов. Линия движения такая: заход по языку, затем уход от
прижима, ближе к левому берегу и проход около бочки, оставляя ее справа.
Первый катамаран проходит у самого левого
берега и встает на нижнюю страховку с воды в улов левого берега. Остальные суда
осуществляют намеченную линию движения.
Препятствие
32. Перекат 2 к.с. Длинна 1 км. Ориентир: после правого поворота русла.
Проходим снаплыва, походным порядком.
Препятствие
33. Порог «Пронеси Господи - 2», 4 к.с. Длинна 200 м. Ориентиры: галечный
остров. Осмотр по левому берегу. Удобно зачалиться в заливе.
Порог
расположен в левой протоке острова и ниже него, правая протока несплавная. Река
делает поворот направо. На заходе чистый, ярко выраженный слив. На его левом
краю, у берега, камни. После слива пирамидальные валы 1.5 м и слабый навал на
скалу правого берега. Из- за этого ниже навала образуется большой улов.
Проходим
с осмотром по левому берегу. Линия движения: заход по центру, затем уход от
навала к левому берегу. Интервал между судами 30 м. После прохождения
восстанавливается походный порядок.
Препятствие
34. Перекат 2 к.с. Длинна 150 м. Ориентир: левый поворот.
Проходим походным порядком. Осмотр с воды.
Таким же образом проходим препятствия 35-38.
Препятствие
35. Перекат 2 к.с. Длинна 250 м. Ориентир: правый поворот реки. Слева
обрыв. Справа каменная гряда, мелко. Русло поворачивает на право, прижим к
левому берегу
Препятствие
36. Перекат 2 к.с. Длинна 300 м.
Ярко выраженных ориентиров нет.
Препятствие
37. Перекат 3 к.с. Длинна 300
м. Ориентиры: левый поворот, отмель на левом берегу. В начале мель у левого
берега. Река поворачивает налево и резко сужается. На выходе из виража
пирамидальные валы 1.5 м.
Препятствие
38. Шивера 3 к.с. Длинна 650
м. Ориентиры: приток по правому берегу, правый поворот.
Осмотр возможен с правого берега. Несколько
обливных камней и бочек. Пирамидальные валы до метра.
Препятствие 39. Порог «Ары-Бурье» ( в
некоторых лоциях «Ары-Борье» или «Аля-Лурье»). Длинна 1.5 км. Ориентир:
километром ниже препятствия 38. Осмотр по правому берегу, местами есть тропа.
Входная
шивера 1000 м. Множество обливных и полу обливных камней, бочек и сливов. В
конце шиверы - скальник, река поворачивает направо, у левого берега улов и
галечный островок перед ним. Самые сложные 500 м в конце порога. Справа мель,
на левом берегу скальная стенка и прижим к ней. В середине порога слева впадает
приток Ары. Ваше него стоянки на левом и правом берегах. Слева стоянка хорошая.
Справа - песчаная площадка под 4 палатки, выше обрыв 1-2 м и болото
(карельский пейзаж). Дрова есть.
Чалимся
на правый берег в начале шиверы
для осмотра. Осмотр долгий. Приходится прыгать по валунам, хотя местами есть
тропа. Проходим порог с дистанцией в 30- 35 м. Шиверу по основным сливам, после
по основной струе по центру.
Препятствие 40. Шивера 2 к.с. Длинна 200 м.
Ориентир: левый поворот.
Проходим снаплыва, походным порядком.
Встаем на ночь на левом берегу ниже шиверы.
Стоянка плохая. Места под палатки немного. Дрова достаточно. Лучше вставать на левом берегу в середине
порога Ары-Бурье.
Пройдено 9 км. ЧХВ 1:02
14 день
(13.07)
Вода чуть спала и по нашей оценке стала
малой.
Препятствие
41. Перекат 2 к.с. Длинна 250 м.
Ориентир: расширение русла за счет улова на
левом берегу.
Проходим без осмотра, походным порядком. Так
же проходим препятствия 42 -50, 53, 56-69, 71.
Препятствие
42, 43. Группа каменных островов. Везде левыми протоками. В них перекаты 2
к.с. Длинна обоих препятствий 300 м. Между препятствиями река делает левый
поворот.
Препятствие
44. Шивера 2 к.с. Длинна 500 м. Ориентир: начало в правой протоке острова.
Косые и пирамидальные валы до метра. После острова река делает правый
поворот. Левая протока несплавная,
мелко.
Препятствие
45. Перекат 2
к.с. Длинна 400 м. Ориентир: остров. В правой протоке валы до 1.5 м, большая
бочка по центру. Возможен проход левой, но там мело, камни.
Препятствие
46. Перекат 2 к.с. Длинна 1.5 км. Ярко выраженных ориентиров нет. На
протяжении препятствия и ниже идет скальная стена по правому берегу.
Левый
приток, впадающий в середине
переката течет из снежника. Что бы поглядеть на снег надо подняться вверх по
ручью.
Препятствие
47. Перекат 2 к.с.
Длинна 500 м. Ориентир: правый
поворот, остров на входе. Остров надо обходить слева. Валы 1 м.
Препятствие
48. Перекат 2 к.с. Длинна 400 м. Ориентир: остров, левый поворот. Длинный
остров делит реку на два рукава, проход правым. Река в общем поворачивается
почти на 1800. Две ступени. Первая: 180 м, прижим к правому берегу,
валы. Плес 70 м, в середине которого впадает правый приток. Вторая ступень: 150
м, после слияния проток образуется поганка и улов. В левой протоке мелко.
Препятствие
49. Перекат 2 к.с. Длинна 100 м. Ориентиры: сужение русла, отмель на
правом берегу. Река поворачивает на право. Прижим к левому берегу.
Препятствие
50. Перекат 2 к.с. Длинна150 м. Ярко выраженных ориентиров нет. В конце
препятствия река поворачивает на лево. Перед поворотом остров, проход по левой
протоке.
Препятствие
51. Порог 3 к.с. Длинна 100 м. Ориентир: поворот налево, сужение
русла. Осмотр по правому берегу.
Река сужается и поворачивает налево. Навал на левый берег, в отбое -зуб. Валы.
На правом берегу впадает Шушарен. Осматриваем и проходим с интервалом в 30 м.
После порога походный порядок восстанавливается.
Препятствие
52. Порог «Хара-Гольский -1 », 4 к.с. Длинна 300 м. Ориентир: левый широкий бурный приток Хара-Гол. Осмотр по левому берегу. Слева на входе
плита с котлом ниже еще одна бочка с камнями, справа мощный слив с валами до 2
м. На выходе прижим справа, слева камни. В конце улов под левым берегом. На
левом берегу старая база геологов - землянка и каркас от бани. Стояночное место
хорошее, но много мошки и клещей.
Осматриваем
порог. Проходим походным порядком с интервалом в 40 м.
Препятствие
53. Перекат 2 к.с. Длинна 200 м. Ярко выраженных ориентиров нет.
Препятствие
54. Порог «Хара-Гольский - 2», 4 к.с. Длинна 350 м. Ориентир: галечный
остров. Осмотр по левому берегу (зачалиться после прохождения препятствия
52). Остров делит реку на два
рукава. Правый не сплавной. В
левом расположен порог. Справа, у острова, камни. Основная струя идет у левого
берега. Серия валов. Самый большой чуть больше 2 метров. Дальше валы до1.5 м ,чисто.
Чалимся
на осмотр. На пороге заканчивала тренировку группа из Перми. Попросили их
подстраховать первый катамаран. Первый катамаран проходит порог и встает на
страховку у острова. Остальные
катамараны проходят с интервалом в 15 с.
Далее идем вместе с группой из Перми.
Препятствие
55. Шивера 3 к.с. Длинна 100
м. Ориентир: ниже острова (порог «Хара-Гольский - 2») на правом повороте. Осмотр с острова. Прижим к левому
берегу. За ним косой отбойный вал 1 м, переходящий в косую бочку. В бочке много
острых камней - обломков скалы . Попадание в неё чревато аварией. Мы дали ей
название «частично- проносная бочка» (проносит по частям).
Проходим
с интервалом в 30 м вдоль острова.
Препятствие
56. Перекат 2 к.с. Длинна 150 м. Ориентир: правый поворот. Несколько бочек
и обливных камней.
Препятствие
57. Перекат 2 к.с. Длинна 300 м. Ориентир: остров, правый поворот. Перекат
в правой протоке острова. Прижим к левому берегу.
Препятствие
58. Перекат 2 к.с. Длинна 500 м. Ориентир: два островка. Первый
проходиться справа, второй - слева, в справа мель. Валы до метра, камни.
Препятствие
59. Перекат 2 к.с. Длинна 150 м. Ориентиры: после левого поворота,
галечная отмель на левом берегу.
Препятствие
60. Шивера 3 к.с. Длинна 150 м. Ориентир: маленький островок слева,
скальник на левом берегу.
Препятствие
61. Порог 3 к.с. Длинна 800 м. Ориентир: остров. Порог в правой протоке
острова, на входе шивера с камнями, на выходе мощный чистый слив.
Препятствие
62. Перекат 2 к.с. Длинна 100 м. Ярко выраженных ориентиров нет.
Препятствие
63. Перекат 2 к.с. Длинна 100 м. Ориентир: левый поворот. На правом берегу
в 100 м от воды можно встать на ночь в еловом лесу.
Препятствие
64. Перекат 3 к.с. Длинна 100 м. Ориентир: левый поворот, каменистая
отмель на левом берегу. Прижим к правому берегу, валы 1.5 м.
Препятствие
65. Перекат 2 к.с. Длинна 60 м. Ярко выраженных ориентиров нет.
Препятствие
66. Порог 3 к.с. Длинна 150 м. Ориентиры: правый поворот, скальная стена
на левом берегу. Бой в скалу по левому берегу. Мощные отбойные, косые и
пирамидальные валы до 1.5 м.
Препятствие
67. Перекат 2 к.с. Длинна 80 м. Ориентир: левый приток Ондольто.
Препятствие
68. Перекат б/к. Длинна 100 м.
Препятствие 69. Шивера 3 к.с. Длинна 90
м. Ориентир: галечная отмель на
правом берегу. Валы 1 м.
Ниже
шиверы неплохое стояночное место на правом берегу.
Препятствие
70. Порог 3 к.с. Длинна 150 м. Ориентир: большой остров, поворот влево.
Осмотр по правому берегу. Порог в правой протоке острова, левая не сплавная.
Слабый навал на правый берег. В начале порога, по центру протоки, подряд идут 3 бочки. Все бочки можно
пройти.
Осматриваем
порог. Первый катамаран проходит, оставляя бочки по правому баллону и встает на
страховку у правого берега. Оставшиеся
катамараны тренируют заход и выход из бочек.
Препятствие
71. Перекат 2 к.с. Длинна 500 м. Ориентир: после слияния проток.
Препятствие
72. Порог 3 к.с. Длинна 300 м.
Ориентир: остров. Порог расположен в левой протоке острова, правая
протока несплавная. Осмотр с острова. На входе шивера, затем поворот вправо и
прижим к правому берегу, в районе окончания острова. Вода уходит под скалу не
пенясь и выходит через 3-4 м без отбойного вала. Слева поганка диаметром 10 м и водоворот. Остается проход шириной 1.5 - 2 м между краем поганки и
скалой. У острова мель.
Мы
разработали следующую линию движения: заход по центру, уход от прижима
телемарком у мели острова и проход по краю круговорота.
Начало
прохождения порога следующим катамараном начинается после чалки к левому берегу
предыдущего. Первым проходил катамаран руководителя. Но он, уходя от прижима,
зашел слишком близко к острову и попал в поганку. Сделав три оборота, ему
удалось выйти из круговорота и пройти около скалы левого берега. Он встал на
страховку с воды в улове левого берега. Второй и третий катамараны прошли без
помех. Четвертый катамаран попал в круговорот, сделал полтора оборота и вышел
на край, затем завершил прохождения. Порог надо осматривать.
Ниже препятствия и дальше скальная стена на
левом берегу.
Правый приток Тэргэтэ впадает двум руслами. Расстояние между ними 100 м.
Встаем на ночь на левом берегу через 600 м
после притока. Место хорошее. Песчаный пляж, много дров, но ровная площадка
всего под 4- 5 палаток и костер.
Пройдено
29 км. ЧХВ 2:05
15 день
(14.07)
После выхода все катамараны делают по два
траверса струи, для разминки, так как первое препятствие за сегодняшний день -
порог «Мельница».
Препятствие
73. Порог «Мельница», 4 к.с. Длинна 200 м. Ориентир: два галечных острова
друг за другом. Осмотр с первого острова. Вес поток сваливается в протоку между
островами и ударяет в скалу левого берега. Прижим с подмывом. На входе валы 1 м, слабый навал га второй
остров. При повороте валы 1.5 м. После прижима косые валы 1.2 м у левого берега. Остальные протоки несплавные.
Проходим
с осмотром. Первый катамаран заходит
левее центра, затем делает траверс струи. Уходит от прижима и встает на
страховку с воды в улове у второго острова. Остальные суда проходят по основной струе.
Препятствие 74. Шивера 3 к.с. Длинна 80 м. Ориентир: в конце левой протоки острова, ниже порога «Мельницы». Слева слабый навал на скалу, валы 1 м, камни.
Осмотр
с воды, проходим походным порядком. Так же проходим препятствия 75 - 82, 84 -
86.
Препятствие
75. Шивера 2 к.с. Длинна 100 м. Ориентиры: левый поворот, галечная отмель
на левом берегу. Слабый навал на правый берег, валы до 1.5 м.
Препятствие
76. Перекат 2 к.с. Длинна 200 м. Ориентир: остров. Перекат в левой протоке
острова, чистый проход по центру. Правая несплавная.
Препятствие
77. Перекат 2 к.с. Длинна 60 м.
Ориентир: островок. Перекат в левой протоке
острова, правая несплавная.
Препятствие
78. Шивера 3 к.с. Длинна 80 м. Ориентиры: резкий левый поворот, отмель на
левом берегу. Простая шивера. Прохождение осложняет прижим к скале правого
берега на выходе.
Препятствие
79. Шивера 3 к.с. Длинна 500 м. Ориентиры: левый приток, поворот направо.
Сильная шивера, валы 1 м. На
выходе прижим слева.
Препятствие
80. Шивера 2 к.с. Длинна 100 м. Ориентир: островок. Шивера в левой протоке
острова. Поворот направо, прижим к
левому берегу.
Между
препятствиями 80 и 81 хорошее место для бани на правом берегу.
Препятствие
81. Перекат 2 к.с. Длинна 90 м. Ярко выраженных ориентиров не имеет. Прижим к левому берегу.
Препятствие
82. Перекат 2 к.с. Длинна 100 м. Ориентиры: сужение русла, левый
поворот. Много камней. Проход
левее центра.
Препятствие
83. Порог «Центрифуга», 4 к.с. Длинна 120 м. Ориентиры: большая скала по
правому берегу, галечный остров, залив у левого берега перед островом,
расширение русла. Осмотр по левому берегу и с острова. Чалка на осмотр на левый
берег в начале разлива. Затем переход в брод через левую протоку на остров.
Порог расположен в правой протоке острова. Река, из-за острова, поворачивает почти
на 900. Вся вода
собирается в желоб, образованный островом и скалой правого берега и бьет в
скалу правого берега. Прижим очень опасный, в первой части с подмывом, дальше
из-за выступа скалы образуется отбойные валы 1.5 м. От начала порога до прижима слив - трековый участок. У
острова мелко, у правого берега валы 1-1.5 м. В конце трекового участка пологие
валы 1.5 м. На сбивке отбойных и
пологих валов чуть ниже прижима ближе к правому берегу образуется жесткая бочка
около 3 м. На выходе валы до
метра, улов у острова. Первый катамаран заходит по центру трека, затем
смещается к острову, уходя от бочки и встает на страховку в улове у острова.
Второй повторяет его заход,
затем проходит через бочку и встает в
противотоке, образованным выступом скалы правого берега. Оставшиеся катамараны
заходят по центру и проходят через
бочку. После порога разбор прохождения.
Ниже
порога на левом берегу отличное место для стоянки, бани. Встаем здесь на ночь
для того что бы завтра пройти порог еще раз. Используем для этого запасной
день.
Пройдено 9 км. ЧХВ 1:12
16 день (
15. 07).
Обносим и проводим катамараны по острову,
затем по правому берегу. Один экипаж встает на страховку с воды в улове у
левого берега. Основная задача пройти через бочку. Каждый экипаж прошел порог
два раза.
После обеда загружаем лодки и выходим.
Препятствие
84. Перекат 2 к.с. Длинна 50 м. Ориентир: галечная отмель на правом
берегу.
Препятствие
85. Шивера 2 к.с. Длинна 100
м. Валы 1 м. Ориентир: приток слева.
После препятствия кончается ущелье Орха-Бом,
хотя дальше еще есть каньонные участки и скалы.
Препятствие
86. Шивера 3 к.с. Длинна 150 м. Ориентир: остров. Шивера в левой протоке
острова. На входе валы до метра. В конце препятствия прижим к левому берегу,
отбойный вал и большая бочка за ним. Длины бочки хватит что бы перевернуть
малогабаритный катамаран.
После
препятствия слева впадает Хойто -Ока. На стрелке почти нет ровных площадок под
палатки.
Впадение
правого притока Урда - Оки с воды не заметно. Она впадает в начале левого
поворота. Приток закрывает каменистый остров. В левой протоке начинается
препятствие 87. Перед препятствием на левом берегу отличное место для лагеря и
бани, названное в 1983 году «Стоянкой Негодяев».
Встаем
здесь на баню. Места под палатки много, дров очень много. Подходящих камней для
каменки маловато.
Пройдено 6 км. ЧХВ 0:54
17, 18 день
(16,17.07)
Баня, отдых. Попарили в нашей бане группу из
Перми. Им очень понравилось.
19 день
(18.07).
Все препятствия (87 - 132) после впадения
Хойто - Оки имеют характер простых
перекатов и шивер 2 к.с. Основная опасность: обливные камни, слабые прижимы и
валы до 1 м. Длинна и ориентиры обозначены на карте. Их проходим походным
порядком, осмотр с воды. Далее эти
препятствия отдельно не описываются.
Проходим участок р. Урда -Ока -
р. Б. Слюда (левый приток). Встаем на ночевку на правом берегу перед притоком. Дров много.
Ровная площадка под 6-7 палаток.
На
протяжении дня по берегам много скал. Иногда один или два берега пологие.
Растительность такая же. Во многих
зимовьях живут люди, встречаются местные на моторках.
Пройдено
38 км. ЧХВ 2:51
20 день
(19.07)
Проходим участок р. Б. Слюда - р. Гуник
(правый приток). Встаем на ночевку на правом берегу перед притоком. Дров много. Ровная площадка.
Горы постепенно отступают. Больше лиственных
растений и кустарников.
Пройдено 56 км. ЧХВ 3:52
21 день
(20.07)
Проходим участок р. Гуник - п. Верхоокинский.
Препятствий нет. Горы становятся пологими и отходят от реки. Через 4 км после
конца гор начинается многократное ветвление русла. Очень много островов.
Держаться левых проток. В поселке
Левый Сарам сохранились 2- 3 жилых двора, автотранспорта нет. Во время
последних наводнений река прорыла новое русло. Много поваленных деревьев и
отмелей. Будьте аккуратны.
Поселок
Верхнеокинский с воды не виден. Хорошим ориентиром является лесистая гора
Толстый мыс (справа)сильно выделяющаяся на фоне равнинной местности. Влево
отходит протока. На ее берегу табличка с оленем. Чуть ниже обжитое рыбаками
мест для стоянки. Дорога, дров маловато, грязно. В 1.5 км ниже, на левом берегу
традиционное место окончания маршрута. Берег высотой 1.5 - 2 м. Железные шкафы
или бочки для моторов, пара мусорных баков на левом берегу. Там нет никаких
сараев для лодок и множества моторок, как указано во многих описаниях! Дорога и
автобусная остановка расположены в километре от реки.
Встаем на ночь. Ночью дежурим.
Пройдено
42 км. ЧХВ 3:30
22 день
(21.07)
Разбираем катамараны. Руководитель с помощником отправились на поиски
транспорта.
Катамараны
подсушили, запаковали. Все вещи перенесли на дорогу.
На
арендованной машине поехали на станцию Зима. Дорога заняла около 2 часов.
2015
прибыли в Зиму. Перенесли вещи на вокзал. Электричка отправляется
только утром, поэтому придется здесь ночевать. Расстелили полиэтиленовые полы
от палаток, коврики и спальники в зале ожидания. Еду нам разрешили приготовить
в привокзальном буфете.
23 день
(22.07)
710 Сели в электричку. Прямой электрички до
Слюдянки нет, поэтому пришлось сделать 2 пересадки (доезжая каждой из
электричек до конечной станции).
1830 Прибыли в Слюдянку. Понесли лодки и сплавное снаряжение в Краеведческий музей. Там забрали
заброску.
20 30 подали поезд
идущий по КБЖД.
2215
прибыли на остановку Баклань (129 км). Отошли на 1км и
встали на ночь.
Пройдено 1 км. ЧХВ 0:13
24 день
(23.07)
Проходим до д. Половинная, затем через
туннель и встаем на краю обрыва около железной будки. Очень красивое место.
Хороший пляж длинной
в 1.5 км. Самое лучшее место для
отдыха и купания.
На
КБЖД остро стоит проблема дров. Нам повезло и мы пользовались остатками
деревянных столбов, которые заменили на ж/б. Но имели примус про запас и два
раза готовили иду на нем. Иначе мы могли бы остаться без еды. Проблема стоянок
стоит не так остро и за час можно найти
приличную стоянку. В туннеле хорошо бы каждому иметь фонарик, так как
там очень много мусора, камней и ям. Набитую туристами тропу засыпали новым
щебнем, поэтому идти стало тяжелее (описание дороги см. в разделе
«Краеведение»).
25 день
(24.07).
Проходим участок пляж - д. Шумиха. В туннелях много строительного мусора и
проволоки. Будьте осторожны.
На ночь встаем перед д. Шумиха.
Пройдено 6.5 км. ЧХВ 1:25
26 день (25.07).
Дошли до т\б «Хвойная» и встали на ночь после
базы. Места под палатки маловато.
Пройдено
17 км. ЧХВ 3:43
27 день
(26.07).
Полудневка. После обеда выходим и проходим
до порта Байкала. Ужинаем около
остановки. Расписание сегодня изменили и поезд отправляется в 12 ночи.
Прибыли в Слюдянку. Вещи отнесли в здание
вокзала и отправились в музей за заброской.
Ночью сели в поезд Улае-Уде - Москва.
Пройдено
12 км. ЧХВ 2:38
28, 29,30
день (27, 28, 29. 07).
Поезд.
31 день.
(30. 07)
1415 поезд прибыл на Ярославский вокзал г. Москвы.