По умолчанию время местное.
г.Москва - г.Иркутск
Полётное время - 5:25
22:00 | Взлёт. |
г.Иркутск - с.Монды - с.Орлик
ТХВ - 13:30*.
ЧХВ - 10:00*.
Пройдено ~500км*.
08:25 | Иркутск, Аэропорт. Приземлились, получили багаж. Тут же нас встретил водитель. |
09:10 | Выехали из аэропорта в Иркутский офис компании "Тэксиб", в надежде что может быть удасться каким-то способом договориться и получить свои вещи, отправленные багажным вагоном, не дожидаясь понедельника. Но в субботний день в офисе никого не было и наши надежды рассеялись как и утренняя прохлада. Далее поехали в Иркутский ПСО, зарегистрировались. В ПСО с нами даже провели инструктаж - просто дежурный свёл нас с одним из спасателей, с которым мы поговорили, правда про Жомболок сказать он ничего нам не смог, так как там не был. Про Оку сказал, что у пор.Окинский может сесть вертолёт, имено оттуда эвакуировали перевернувшихся в верховьях Оки туристов накануне. Сказал что от левого притока Оки - р.Хульцай, если очень постараться, выдя рано утром, и идти в очень быстром темпе к вечеру можно дойти до Верхнеокинского. В устье р.Хульцай жилой летник, но мы его не заметили. После притока никаких категорийных препятствий на реке нет. |
13:30 | Выехали из Иркутска. До Култука 2 часа ходового времени. Сделали остановку на берегу Байкала. |
21:35 | с.Монды На выезде из села, перед поворотом на Орлик, расположена погранзастава, проезд свободный, никаких заградительно-предупредительно-запрещающих знаков нет. |
Проехав приблизительно одну треть пути от Монд до Орлика нам пришлось сделать продолжительную остановку. На дорогу, зажатую с одной стороны горными отрогами, а с другой рекой Иркут сошёл сель. Дорогу перегородила груда камней, крепко зацементированная раствором земли и песка. Перед завалом собралось несколько машин, все засучив рукава дружно взялись за расчистку завала, выковыривая камни из желе грязевого раствора. С наступлением темноты уже собралось десяток машин и человек двадцать, которые дружно, разбирали завал. Большие, казалось бы безнадёжные камни, подковырнув с помощью рычага, вытягивали верёвкой впрягаясь все вместе. Несмотря на поздний час и быстро приближающуюся ночь со всей её неопределённостью, разбирая завал я ощущал чувство единство всех этих, казалось бы незнакомых людей. Все действовали уверенно и спокойно, даже с каким-то спортивным азартом, будто это какое-то соревнование и все приехали сюда спецально для участия в нём. Мне кажется, что не только я один, именно ради ощущения такого естественно-спонтанного чувства, хожу в походы.
|
|
23.40 | Расчистили полосу дороги достаточную для проезда машины. Первым прошёл УАЗик прибив колею в жиже грязи. Далее по очереди прошли все машины. Первое препятствие на нашем маршруте пройдено успешно. |
03:00 | Орлик. Водитель еще в дороге позвонил в Орлик, предупредив хозяина жилья о нашем приезде. Поэтому по приезду нас ждали и мы сразу устроились в сельском доме. Стоимость жилья 250 рублей с человека в сутки. Сразу же легли спать. |
Вынужденная днёвка - ожидание багажа
Днём прогулялись по округе - поднялись на гору у села, сходили в общественную баню (26 руб/чел).
Выезд за багажом: с.Орлик - г.Иркутск - с.Орлик
ТХВ - 21:25
ЧХВ - 17:00
Пройдено ~1000км.
01:40 | Два участника выезжают на УАЗике ("Буханке") из Орлика в Иркутск, забирать багаж. До с.Монды едем 3 часа, 30 минут отдых. |
07:45 | Остановка у кафе - завтрак. |
08:28 | Едем дальше. |
09:00 | АЗС на въезде в Култук. |
11:00 | г.Иркутск. Заезжаем на станцию погрузки. Наш вагон разгружают, но наши вещи расположены в центре огромного вагона, полностью загруженного грузом - нужно ждать. Дали грузчикам 500 рублей для того чтобы наши вещи оказались ближе по очереди к разгрузке. |
12:50 | Получили из вагона свой багаж. Загрузили в машину и поехали в обратный путь, по дороге заехали на ж.д. вокзал в Иркутске, там я оставил в камере хранения заброску на Ольхон. По мобильному телефону сообщили в ПСС о задержке нашей группы на 2 дня. |
13:36 | Выехали из Иркутска. До Култука ехали ровно 2 часа - 100 км. В Култуке в точности как договаривались нас ждёт Анатолий, перегружаемся в его машину и после того как пообедали в кафе едем дальше. Култук - Монды 200км; Монды - Орлик 187км. |
23:10 | с.Орлик. Приехали в Орлик, привезли основную часть нашего снаряжения, до этого момента у многих участников было только то в чём они сели в самолёт. Достаём тёплые вещи, фонарики, гидрокуртки, так как ехать на Жомболок надо будет в открытом кузове "Камаза". |
c.Орлик - р.Жомболок (Летник 1км ниже оз.Олон-Нур) - оз.Бурсагой-Нур
ТХВ - 13:34
ЧХВ - 09:09
Пройдено - 73,84км.
01:20 | Выехали в кузове самосвала "КАМАЗ". Стоимость заброски из Орлика на р.Жомболок 8000 руб. | |
04:10 | В полной темноте выгружаемся из Камаза. Нас забросили к летнику расположенному на левом берегу Жомболока в 1км ниже оз.Олон-Нур, в окрестности отм.1490,4. Здесь на берегу Жомболока большая удобная поляна. Ставим палатки. | |
05:00 | Отбой. | |
07:00 | Подъём. Под утро стало очень холодно. Завтракаем, перепаковываем вещи для радиального пешеходного выхода в Долину Вулканов. Оставшееся сплавное и другое снаряжение, за 200 руб. сложив его в сарае, оставляем под присмотром хозяина летника. |
|
09:32 | Выход. От летника идёт хорошая тропа в сторону оз.Олон-Нур и далее постепенно поворачивая на север к оз.Бурсагой-Нур. Движемся в режиме 1 час идём, 10 минут отдыхаем. У заброшенного летника перед р.Бурсаг тропа разделяется на несколько теряющихся троп. Переодически то теряем, то находим тропу. Перед впадением в озеро р.Бурсаг разделяется на два рукава. Реку Бурсаг переходим по стволам упавших деревьев в два приёма, сначала один рукав, потом второй. На одной из переправ натягиваем верёвочные перила. На участке переправы через реку Бурсаг несколько путанных неуверенных троп, которые периодически теряются. Для переправы через реку лучше подняться несколько сот метров вверх по течению реки. |
|
15:18 | После переправы делаем обед. После обеда почти сразу выходим к оз.Бурсагой-Нур. Здесь снова находим хорошую тропу, ведущую дальше на северо-запад вдоль озера.
По берегу озера прошли около 1 километра и отошли от озера более чем на полтора километра. Из-за недостаточной физической подготовки одного из участников, вследствии сильной усталости, темп движения группы резко снизился, - требовались постоянные остановки для отдыха. Стало очевидным, что в таком составе группа не сможет пройти пеший маршрут в пределах имеющегося лимита времени. В результате, принимаем решение сегодня вернуться к оз.Бурсагой-Нур и заночевать там, а завтра возвращаться к летнику и стапелиться. |
|
23:00 | Отбой. |
оз.Бурсагой-Нур - р.Жомболок (Летник 1км ниже оз.Олон-Нур)
Стапель
ТХВ - 05:48
ЧХВ - 03:40
Пройдено - 18,36км.
08:15 | Подъём. Погода солнечная. |
10:12 | Выход. Выдя к заброшеному летнику, вперёд уходит часть группы из самых выносливых участников, с целью как можно быстрее дойти до поляны стапеля и начать стапель. |
16:00 | Передовая группа выходит на точку заброски и начинает стапель. Весь радиальный выход до оз.Бурсагой-Нур туда и обратно составил 40,1км, ЧХВ - 9:20, ТХВ - 13:59, средняя скорость движения 4,3 км/ч. |
23:00 | Стапель завершён, флот готов. Купили у хозяина летника ведро молока (10 литров), по цене 25 руб/л, хотя просил 34 руб/л, но нам показалось что это слишком дорого. |
24:00 | Отбой. |
Тренировка
Летник - пор.Бильярд
Пройдены пороги: №40, №41, №42, №43.
ТХВ - 05:52
Пройдено - 9,3км.
07:00 | Подъём. |
10:50 | Подготовились к сплаву. Тут же на воде проводим тренировку, отрабатываем экипажами основные элементы сплава на катамаране: по противотоку улова поднимаемся вверх по течению, далее траверс потока на противоположный берег, чалка в улов противоположного берега, траверс потока в исходную точку. Данную последовательность манёвров выполняют все экипажи на своих судах, пока полностью не избавляются от всех затруднений и не нарабатывают согласованность действий. После этого каждый участник по несколько раз проходит этот участок самосплавом, отрабатывая передвижение в воде, а так же совместно с береговой страховкой отрабатывает страховку морковкой. |
12:15 | Закончили тренировку. Выход. Идём походной колонной: первым идёт экипаж 2х местного катамарана (K-2), за ним экипаж 4х местного катамарана (K-4), замыкает колонну 4х местный катамаран с экипажем из 3х человек (K-3/4). Берега заболочены. Решение провести тренировку перед самым началом сплава было правильным, так как далее более подходящих для полноценной тренировки участков мы не обнаружили. |
12:44 | Порог №40. Через 260м после правого поворота русла на 90o на юго-восток. Осмотр по левому берегу. Прошли походным порядком. Сразу за порогом левый поворот на 90o. |
12:55 | Порог №41. Через 400м от пр.№40. Порог состоит из двух последовательно расположенных валов, первый из них пульсирующий. Проходим поочерёдно по центру. |
13:24 | Порог. Расположен сразу за левым поворотом. Проводим осмотр с правого берега. Ширина русла около 12м, слив через всю реку. Организуем фотовидеосъёмку. Проходим поочерёдно под правым берегом. Первым идёт экипаж К-2, его страхуют морковкой. Затем, страхуя с воды силами экипажа К-2 и морковкой с берега проходит K-4, за ним, дополнив экипаж четвёртым участником проходит К-3/4.
|
13:58 | Порог. Проходим сходу. Линия движения читается с воды. В имеющейся у нас лоции вместо этого и предыдущего порогов упоминается лишь один, под номером 42, его описание не подошло ни одному из них, поэтому возможность прояснить эту ситуацию автор оставляет другим группам. В "Дополнительных материалах" приводятся координаты GPS данных препятсявий, поэтому при наличии соответствующего оборудования, каких либо дальнейших трудностей при навигации быть не должно. Далее на левом берегу зим.Хадарус. Идём медленно и осторожно, опасаясь завалов и опасности влететь в порог "Билиард" сходу. |
14:58 | Порог №43. Расположен в нескольких стах метров выше устья левого притока р.Баян-Жалга. Расположен на S-образном повороте реки, сначала левый поворот, потом правый. Осмотрели с правого берега. Прохождение походным порядком. Левый приток Баян-Жалга с воды не виден. |
15:57 | Порог "Бильярд". Расположен через 1,3 км после пр.№43. Ориентир: Выходы лавы, на левом берегу вертикальная стенка. ОСМОТР! с левого берега. Неоходима тщательная разведка и страховка! Перед порогом глубокий удобный улов под левым берегом. Чалимся в этот улов, разгружаем катамараны, по намеченому плану на сегодня сплав закончен. Прямо в улове проводим тренировку, в которой каждый участник отрабатывет действия по залезанию на катамаран из воды, при этом используется два варианта, катамаран на ровном киле и катамаран перевёрнут. |
16:30 | После тренировки делаем обед. |
17:00 | Принимаем решение, что наименее опытный экипаж К-4 участвовать в прохождении сложных именных порогов Жомболока не будет, в его задачу будет входить обеспечение нижней страховки и проведение фото и видеосъёмки. Приступаем к обносу этого катамарана вниз за порог "Бильярд". Протяжённость обноса около 180м, но эта операция осложнена сложным рельефом, приходится переходить через крупные выходы лавы, рассечённые глубокими трещенами, кроме того довольно узкая тропа местами завалена упавшими стволами деревьев. |
18:00 | Силами всей команды завершили обнос катамарана K-4. Обносим вещи вниз за пор."Катапульта". За порогом "Катапульта" небольшая удобная поляна. От пор."Бильярд" до пор."Катапульта" и далее к поляне ведёт тропа общей протяжённостью около 1км. |
23:30 | Отбой. |
Пор."Бильярд" - Пор."Катапульта"
Пройдены пороги: "Бильярд", №44, №45 "Катапульта".
ТХВ ~05:00
Пройдено - 1,3км.
07:30 | Подъём дежурных. |
08:00 | Общий подъём. |
09:50 | Полностью подготовившись к сплаву. Вышли из лагеря вверх к катамаранам, взяли аптечку, рем.набор, фотовидеоаппаратуру и обеденный перекус.
Порог "Бильярд". Выставляем К-4, который мы обнесли вчера на нижнюю страховку в конце порога за островом - очень удобное место. Первым идёт экипаж К-2. Идея зайти впритирку под правым берегом, тем самым обойдя мощный пульсирующий вал в первом сливе справа, и далее по внутреннему радиусу уйти от прижима на остров. Заходим в порог почти отирая правый берег бортом катамарана. Не учли прижим образованный потоком воды уходящим в правую протоку и нас прижимает к правому берегу, цепляем камни правого берега. Катамаран разворачивает и в слив мы входим лагом, в сливе нас разворачивает почти кормой вперёд. Так зацепив кормой пульсирующий вал, катамаран снова становится лагом. Пытаюсь выставить нос вперёд, не получилось, следующий вал проходим лагом, катамаран упорно разворачивается кормой вперёд. Решаю что проходить следующую горку лучше кормой вперёд чем лагом, кричу матросу: "Идём кормой!" В результате порог проходит катамаран, а экипажу ничего не оставалось делать как держаться за раму и не мешать своему кораблю исправлять ошибки экипажа. Прошли прижим к острову, слегка чиркнув его бортом. Чалимся за островом, чувствуем себя опозоренными, но гордыми за свой корабль, который в сложившейся ситуации действовал твёрдо и решительно без единой ошибки. Видеозапись прохождения экипажа K-2.
Экипаж К-2 встаёт на нижнюю страховку, вместо K-4. Дополняем K-3/4 ещё одним матросом из экипажа K-4. Учитывая ошибку предыдущего экипажа К-3/4 заходит в порог ближе к центру, благополучно проходит первую горку, справа от пульсирующего вала, и вылетает, неуспев ничего сделать (поправде говоря и не пытаясь что либо сделать) в прижим к острову, чертя бортом по острым лавовым выходам, и сваливаясь в следующую горку. В результате контакта катамарана с берегом в прижиме, разорвана петля крепления рамы и порван упор у левого кормового. Видеозапись прохождения экипажа K-3/4.
|
Порог №44. Через 80м небольшая ступенька через всё русло. Слив чистый, проходим походным порядком. |
|
Порог №45. Пологий слив-горка. Осмотр с левого берега. Прямой чистый заход. Проходим поочерёдно проводя фотовидеосъёмку. |
|
  |
Порог "Катапульта". Условно порог можно разделить на три участка:
|
Обносим К-4 в небольшой улов в нескольких десятках метров ниже основного слива. Экипаж проходит выходной участок порога и встаёт на нижнюю страховку с воды под правым берегом. На левом берегу выставляем две морковки, первую в 40-50м от основного слива, вторую морковку выставляем значительно ниже на самом выходе, уже за поворотом где быстроток становится ровным. Первым идёт экипаж К-2. Заходим ближе к правому берегу, пробиваем бочку. Бочка отбрасывает нос катамарана к левому берегу. Мощный прижим пытается затащить нас на плиту над основным сливом у левого берега. Выставляем нос катамарана на центр слива и едва успеваем слиться вниз, до того как нас затащило бы на плиту. Благодаря этому нам удаётся избежать переворота. Упав в котёл, мощный поток выбрасывает судно на левый берег, котёл мягкий и выплёвывает быстро незадерживая. Видеозапись прохождения экипажа K-2.
Следующим идёт экипаж К-3/4, его дополняет Анка носовым матросом. Я встаю на ближнюю к сливу морковку, мне ещё нужно успеть провести видеосъёмку прохождения. На вторую морковку участника не хватает. Экипаж К-4 стоит на нижней страховке на выходе из порога за поворотом.
Ребята заходят в косую бочку даже ещё чуть правее чем К-2, но их мощным ударом воды в правый борт сбрасывает к левому берегу, и затаскивает на обливную плиту над сливом. С плиты катамран вертикально, носом вниз падает в котёл, боковым потоком воды нос вымывает к левому берегу и катамаран опрокидывается через борт. Те кто был на нижнем при перевороте балоне оказались внутри катамарана, те кто на верхнем - снаружи. Когда катамаран поровнялся со мной его прижало к противоположному правому берегу и зацепившись за что-то он на несколько секунд остановился, за это время, те кто был внутри ратамарана успели влезть на раму. Я готов кинуть им морковку, но они развёрнуты ко мне спиной и не видят меня. Их больше заботит судьба тех, кто остался снаружи. Анку прижало катамараном к берегу и хотя давление незначительное всё же это опасная и неприятная ситуация. Толик оказавшись сзади катамарана отталкивает катамаран от берега и освобождает Анку. Катамаран снова подхватывает поток и он вместе с экипажем уходит ниже. Отчаянно кричу, чтобы экипаж обратил на меня внимание и принял морковку, но всё тщетно, им не до меня. В последний момент кидаю морковку в догонку от отчаянья, но её никто не видит. Катамаран уходит за поворот и скрывается из моего поля зрения. Мне остаётся надеятся только на самообладание экипажа и нижнюю страховку. В данной ситуации отлично должна была бы сработать нижняя морковка, т.к. к этому времени экипаж был бы уже готов её взять, но там никого нет. Видеозапись прохождения экипажа K-3/4.
"После переворота догнал почти кат (рядом Аня была), прибило нас всех к правому берегу, хватюсь за корни, чтоб выползти и, в следующее мнгновение наблюдаю - Анюту кат прижимает..., на "автомате", упёршись спиной в берег, отталкиваю ногами всех и остаюсь..., т.к. сразу - следующий слив! Толик.
Стилистика автора соблюдена полностью. Около 15 часов вся команда со всеми судами была на левом берегу в лагере. В результате переворота упущено одно весло, разорван гидрокостюм, у Толика синяк под глазом. Точные причины и обстоятельства происхождения синяка установить не удалось, но из его рассказа (см. выше) можно предположить, что вероятно, он наткнулся на ветку. На сегодня сплав закончен, готовим обед, проводим необходимые ремонтные работы катамарана, зашиваем и клеим разорваный гидрокостюм, обсуждаем сегодняшнее проишествие. |
пор."Катапульта" - зим.Нулолом
Пройдены пороги: "Недотрога", "Вариант".
ТХВ - 08:15
Пройдено: 15,5км.
07:00 | Подъём. | |||
09:55 | Выход. Порог. Порог. Порог. |
|||
11:08 |
Порог "Недотрога". Расположен в 150м ниже от предыдущего порога. Чётких ориентиров нет. Необходим внимательный осмотр и обязательная страховка! Осмотр с левого берега, перед порогом несколько удобных небольших уловов для чалки. Мы осмотрели место для чалки вместе с осмотром предыдущего порога с правого берега, вероятно такой осмотр можно было бы провести и с левого берега. Порог "Недотрога" представляет из себя многоступенчатый слив на резком левом повороте с общим перепадом до 4м. На левом повороте сильный прижим к правому берегу. Протяжённость 100м, сразу после слива у левого берега большой улов, удобный для для чалки и страховки. Тут же полочка для стоянки небольшой группы. От улова поворот направо и тут же порог, обозначенный во многих описаниях номером 51. Я сначала даже решил что это просто продолжение "Недотроги".
На левом берегу последовательно выставляем две морковки. Одновременно, пока проводили осмотр и ставили страховку, разгрузили и обнесли вещи К-4 и К-3/4, зашили порванные упоры.
Далее более опытный экипаж К-3/4, дополненый ещё одним матросом, проходит порог дважды сначала на К-4, потом на К-3/4. Прохождение по той же траектории, разве что из-за прижима на входе траектория сместилась чуть ближе к правому берегу. Оба катамрана зачаливают на левый берег уже за следующим порогом (Пр.№51). При этом оба раза после выката с горки "Недотроги" катамараны прижало к кустам левого берега перед пр.№51. При втором похождении у носового матроса порвался упор и он потеряв равновесие упал вперёд на балон катамарана и удерживался на нём до конца прхождения. Видеозапись прохождения K-3/4.
Сразу отмечу, что упоры у четырёхместных катамаранов рвались постоянно и всё время в новых местах, это можно объяснить только недостаточной прочностью конструкции производителя Порог, обозначенный в описаниях "Пр.№51". |
|||
13:48 |
Порог "Вариант". Несмотря на название каких либо вариантов нет, прохождение по центру по прямой. Проходим поочерёдно походным порядком. |
|||
13:59 | Порог. Через 100м аналогичный пологий слив. Осмотрели с левого берега. Проходим походным порядком. На левом берегу стояночные места. |
|||
14:47 | д.Шарза. Деревня расположена на левом берегу. Путь по реке преграждают два деревянных моста расположенных в нескольких метрах друг от друга. Проход невозможен, обнос по левому берегу! |
|||
15:50 | Завалы! Участок разбоев и завалов, протяжённостью около 1км, начинается после впадения левого притока Ташалур-Жалга и заканчивается после зимника Ташалур на левом берегу. Зимник Ташалур жилой. Необходимо особое внимание, и осмотр! Местами проводим суда разведанными протоками, на одном из участков обносим завал по берегу. Протяжённость обноса составила около 80м. |
|||
17:18 | Зимник Ташалур. Напуганные завалами, и не владея точной информацией где точно имеется машина на которой обычно обычно объезжают участок завалов Жомболока до шиверы "Восторг водника". Увидив жилой дом на берегу чалимся и идём на разведку к хозяевам. Хозяин сообщил нам, что машина для объезда есть ниже по течению у зим.Обтой и завалов далее до Обтоя нет. Несколько обнадёженные этой информацией, но соблюдая осторожность идём дальше. Завалов далее действительно не было. |
|||
18:10 | Зимник Нулолом. Чалимся на левый берег перед деревянным пешеходным мостом. На берегу 2-3 жилых двора, стоит грузовой "УРАЛ" старого образца, есть личный автотранспорт. За мостом на левом берегу в роще несколько очень удобных полян для стоянки. Парламентёры идут договариваться о машине, чтобы объехать участок завалов до шиверы "Восторг водника". Хозяин "УРАЛа" готов перебросить нашу группу завтра за 1200 рублей, договариваемся выехать завтра в 10 часов утра. В роще за мостом ставим лагерь. Местные пацаны приносят копчёную рыбу. Ребята заказывают молока, 10 литров - 200 рублей. Несмотря на непосредственное соседство с местным населением, место спокойное и достаточно уютное. Пока готовится ужин ремонтируем шкуру К-4, которую повредили при проходжении "Варианта", проехав балоном по камням у левого берега. |
|||
23:00 | Отбой. Дежурных не оставляли. |
зим.Нулолом - мост перед шиверой "Восторг водника" -
Шивера "Восторг водника" - р.Ока - зим.Оер
ТХВ - 06:33
Пройдено: 40км.
07:30 | Подъём. После завтрака загрузили вещи в кузов "УРАЛа", сверху, спустив балоны положили катамраны, привязав верёвкой. |
|
10:07 |
Выехали. |
|
10:57 | Выгружаемся у деревянного автомобильного моста. В полутора километрах от впадения Жомболока в Оку. Как раз, именно от этого моста начинается последнее препятствие на реке Жомболок - шивера под названием "Восторг водника". Готовимся к сплаву. |
|
12:17 |
Шивера "Восторг водника".
|
|
12:31 | Собираемся вместе на стрелке, зачалившись на песчанный пляж. Далее по Оке идём походным порядком. До ущелья Орхо-Бом препятствий нет. Ширина Оки составляет около 50м, расход воды значительно больше Жомболока. | |
12:50 | Проходим 1,8км по Оке до первого левого притока - р.Бага-Жомболок, в некоторых описаниях его называют Малым Жомболоком. По сути это одна из проток Жомболока, которая образовалась в районе разбоев и отклонилась от основного потока, образовав собственное русло. Этот приток примечателен тем, что если пройти вдоль него в глубь берега на 100м, то можно полюбоваться на прекрасный водопад, высотой около 20м и окунуться в естественный бассейн образовавшийся внизу. Такую великолепную возможность мы не упустили. К водопаду ведёт хорошо протоптанная тропа по правому берегу притока. На осмотр водопада потратили около 20 минут. |
|
14:37 | с.Хужир. Село по местным меркам большое, расположено на левом берегу долины. Чалимся на левый берег неподалёку. Пока готовим перекус, гонцы сбегали в магазин, внеся приятное разнообразие в наш походный рацион. |
|
16:00 | Отдохнув и перекусив, идём дальше. Здесь русло часто разбивается на протоки. Но течение быстрое. На этом участке всплоть до ущелья Орха-Бом, найти стояночное место несложно. | |
18:00 | В районе зим.Оёр чалимся на левый берег. Ставим лагерь. Весь день была жаркая солнечная погода. |
|
24:00 | Отбой. |
Зим.Оер - Стоянка "Таверна Хариус"
Пройдены пороги: "Трёх геологов", "Пронеси господи - I", "Скала Каландарашвили", "Окинский", "Бурятский".
ТХВ - 05:05
Пройдено: 16км.
08:00 | Подъём. | |
10:30 | Выход. | |
11:06 | Ущелье Орха-Бом. Подошли ко входу в ущелье Орха-Бом. Огромные горы сжимают реку с обоих берегов.
|
|
11:49 |
Порог "Трёх геологов". Ориентир: за 400м до порога расположен левый приток - р.Халбая-Хара-Гол. Устье притока образовано обширным крупнокаменистым выносом, так что приток виден хорошо. За притоком на левом берегу стоянка - удобное место чтобы заночевать перед прохождением ущелья, не тратя время на подход. Приток Халбая-Хара-Гол и порог "Трёх геологов" находятся в прямой видимости друг от друга. Порог расположен на заходе в правую протоку от острова, левая протока непроходима. Для осмотра чалились к скале правого берега и пролезая по камням подошли к началу порога. Возможен осмотр с острова, но для этого предётся чалиться задолго до порога на левый берег и вброд переходить левую протоку. Порог образован серией валов на участке быстротока. Протяжённость порога ~70м. Проходим поочерёдно. Первым проходит К-2 и встаёт на нижнюю страховку с воды в улов правого берега, сразу за порогом. |
|
12:25 | Порог "Пронеси господи I". Порог расположен через 2,7км от "Трёх геологов". Ориентир: плавный правый поворот русла, песчанная ривьера на левом берегу, ривьера не прсматривается сверху и становиться видна только когда с ней поровняешься, поэтому здесь надо проявить особую внимательность. Чалка для осмотра на крупнокаменистый левый берег за ривьерой. На правом берегу скала. Шивероподобный порог, серия валов и бочек среднего размера на прямолинейном участке протяжённостью 150-200м. Проходим порог поочерёдно, проводя фотовидеосъёмку. |
|
13:04 | Порог "Скала Каландарашвили". Через 600м прямого участка сплава на правом повороте расположен порог "Скала Каландарашвили". Прижим к скале левого берега. Осмотр с каменистой отмели правого берега. Проходим поочерёдно по внутреннему радиусу у правого берега. Обойти прижим под правым берегом несложно. |
|
13:58 | Порог "Окинский". Ориентир: приблизительно через 1км от пор."Скала Каландарашвили". После разворота русла реки на 180o, огибающего скальный хребет левого берега, с характерным каменным пальцем торчащим снизу под скалой. Чалка на крутой каменистый вынос правого притока р.Хусайн-Жалга, который ручьём по крутой осыпи сливается в Оку. Обязательный осмотр! Протяжённость препятствия 350м, правый берег образован крупными валунами, поэтому осмотр и обработка порога потребует определённых затрат времени и сил. Порог расположен на прямолинейном участке, ширина русла 35-40м, на левом берегу очень крутая осыпь. Порог образован последовательностью высоких, мощных валов, из которых особую опасность представляют косой пульсирующий вал, образовавшийся из-за сбойки основного и отражённого от левого берега потоков. Особо следует учесть, что осмотр с берега нивелирует истиный размер валов, т.к. вершины валов торчат на уровне потока, тогда как перед ними огромные ямы, которые невидны с берега в силу удалённости. Поэтому несмотря на кажущуюся простоту крайне необходимо соблюдать осторожность! Вся последовательнось валов расположена вдоль левого берега, так что обойти все валы вдоль правого берега совсем несложно, нужно только учесть что заход под правым берегом мелковат и сильно прижиматься к нему не надо.
Проходим поочерёдно. Первым идёт экипаж К-4 и встаёт под правым берегом на нижнюю страховку с воды. Хотя надо отметить что логичнее ставить страховку у левого берега, куда выносит основной поток. Экипаж уверенно проходит по краю валов со стороны правого берега. Видеозапись прохождения экипажа K-2.
Завершил прохождение экипаж К-3/4, также пройдя по линии валов. Экипаж К-2 страховал его с воды снизу.
|
|
14:58 | Порог "Бурятский". За "Окинским" порогом, после зигзагообразного поворота, расположен порог "Бурятский". Осмотр порога можно произвести совместно с осмотром "Окинского" порога. Протяжённость порога около 70м. Трек потока вдоль скальной стенки правого берега преграждает довольно большая бочка после которой на выходе несколько валов. За порогом протяжённый участок спокойной реки. Обойти весь порог по ровному потоку воды можно вдоль левого берега, который образован крупными камнями намытыми рекой. Первым прходит экипаж К-4. Заходим ближе к левому берегу, чтобы не прижало к скале у правого берега. Уверенно раздавили бочку и вылы и встали на страховку с воды у левого берега. За ними проходит экипаж К-2 и встаёт на страховку в улов правого берега. Экипаж К-3/4 проходит чуть ближе к левому берегу. |
|
15:35 | Стоянка "Таверна Хариус" Через 550м от порога "Бурятский", в прямой видимости от него, на левом берегу роскошный песчанный пляж и большая удобная стоянка над ним, которую называют "Таверней Хариус". Стоянка несколько захламлена и этот хлам который притащили сюда некоторые энтузиасты, называют музеем, хотя конечно, первоначальный дизайн, задуманный творцом без сомнений гораздо лучше. Но уж очень удобное место для днёвки и, надев розовые очки мы остаёмся здесь, торопится нам некуда. Весь день солнечная жаркая погода. |
Днёвка
Переменная облачность, временами идёт дождь. Ловим рыбу, часть группы попробовала подняться в гору вдоль ближайшего ручья расположенного ниже по течению. Уткнулись в скальную стену, с которой водопадом стекал ручей, и нагулявшись вернулись в лагерь. Сделали баню, дров много - на каменистой отмели достаточно высушеного плавника.
|
Стоянка "Таверна Хариус" - р.Урда-Ока ("Стоянка Негодяев")
Пройдены пороги: "Пронеси господи - 2", "Ары-Борье", "Харагольский I", "Харагольский II", "Мельница", "Центрифуга".
ТХВ - 09:15
Пройдено: 58км.
08:30 | Подъём. |
11:13 | Выход. |
Порог "Пронеси господи - 2". Прошли сходу, линия движения хорошо видна с воды. |
|
Порог "Ары-Борье". Также прошли сходу. |
|
12:57 | Порог "Харагольский I". Ориентир: левый приток - р.Хара-Гол. Чалимся на левый берег за устьем притока. Проводим осмотр. Организовали видеосъёмку. Проходим поочерёдно. Порог "Харагольский II", расположенный следом за Первым Харагольским, проходим сходу. |
Далее до порога "Мельница" по берегам часто встречаются стоянки. | |
16:19 | Большая поганка. Ориентир: каменистый остров, правая протока несплавная. В левой протоке огромная поганка перекрывающая всё русло, за исключением узкого прохода вдоль скалы левого берега, где может прижать к стенке. Мощьность и размер поганки зависит от уровня воды. Проходим поочерёдно, пробивая поганку слевой стороны. В отличии от прохождения 2000 года (Препятствие 72.) в этот раз пройти через поганку нам не составило труда. |
16:38 | Правый приток - р.Тэргэтэ За притоком хорошее место для стоянки. |
Порог "Мельница". Ориентир: через 900м после правого притока - р.Тэргэтэ, слева большая каменистая отмель, а вероятно это и остров, справа другой большой остров. Порог образован прямым потоком скатывающимся по уклону между островами. Прошли сходу, прямая горка неплохо просматривается с воды, проходим по центру. |
|
17:33 | Порог "Центрифуга" Порог расположен в конце ур.Зун-Ухэриг-Нуга. На правом берегу вырастает скальная стена, куда и устремляется весь поток. Слева полузалитая каменистая отмель. Осмотр! Чалимся на полузатопленую каменистую отмель левого берега. Поток воды скоростным треком проходит вдоль скальной стенки левого берега, образуя на выходе несколько валов. Один из валов косой и он особенно мощный. На входе под правым берегом плохо просматриваемая с берега бочка, внушающая очень серьёзные опасения!. Но эту бочку, а так же и весь порог несложно обойти по ровной воде вдоль левого берега. За порогом обширное пространство спокойной реки. Проходим поочерёдно, обходя входную бочку по ровной воде слева и далее, входя в основной поток, выходим через валы в конце порога. Первым идёт экипаж К-4 и встаёт на нижнюю страховку с воды под левым берегом. За ним проходит экипаж К-2 и встаёт на на страховку в улов правого берега сразу за выходом из порога. После этого проходит экипаж К-3/4.
|
  | Хорошие стоянки в устьях Хойто-Оки и Урда-Оки - левого и правого притоков соответственно. |
19:46 | Правый приток - р.Куркапка. В устье маленькая стоянка, на одну палатку. |
20:28 | "Стоянка Негодяев". Через два с небольшим километра после левого притока реки Дуранжик, чалимся на левый берег. Широкая песчанная полка, на берегу сосны с корнями ходуль. Стоянка потеряла всю свою привлекательность в период катастрафического наводнения 200? года. По огромным завалам, оставшимся на высоте десятка метров от уровня воды с ужасом представляешь масштаб былой катастрофы. Чуть ниже по течению, так же есть несколько хороших стоянок. |
"Стоянка Негодяев" - ур.Масляная Гора
ТХВ - 07:29
ЧХВ ~ 05:00
Пройдено: 54км.
ур.Масляная Гора - плёс Братский
ЧХВ - 04:51
ТХВ - 06:43
Пройдено: 44км.
08:00 | Подъём. |
10:48 | Выход. Погода жаркая. Препятствий нет. Средняя скорость движения 9 км/ч. На реке всё чаще и чаще начинают встречаться моторные лодки. |
17:31 |
На ночёвку чалимся на левый берег в районе обозначеном на карте как "Плёс Братский" за До вечера успеваем подсушить часть вещей: спасжилеты, гидрокостюмы, верёвки и т.п. Ночью не дежурим, но все вещи прячем под палатки. |
23:30 | Отбой. |
плёс Братский - п.Верхнеокинский
п.Верхнеокинский - ст.Зима
ЧХВ - 02:32 (сплав)
Пройдено: ~170км.
09:00 | Подъём. |
11:06 | Выход. В районе населённых пунктов левый и правый Сарам, река течёт несколькими рукавами. Идём левыми протоками. |
13:45 |
Зашли в протоку "Тунгуска". Зачалились на левый берег в районе между отметками 572,6 и 566,7. Здесь на берег реки выходит грунтовая дорога. Основная дорога, ведущая в посёлок Верхнеокинский расположена в глубине берега в 300м от берега. До посёлка Верхнеокинский около 6 км по грунтовой дороге.
Расчитываем сегодня разобрать флот, упаковаться и спокойно переночевав вдали от посёлка, завтра утром выехать на станцию Зима. |
20:54 | Загрузили вещи в машину и поехали. В кунге очень душно, вентиляции нет, поэтому до города ехали с приоткрытой дверцей, в городе дверь пришлось закрыть. По городу ехали около 10 минут, за это время в кунге стало душно, но терпимо. Вместе с несколькими остановками, до Зимы мы доехали за 2 часа 30 минут. |
В Зиме на всех мы взяли билеты в плацкарт на проходящий поезд С.-Байкальск - Иркутск, стоимость билета 300 руб. До Иркутска ехать 4 часа. Билет на пригородную электричку стоит около 100 руб. Решили не экономить, а хоть немного выспаться в плацкарте. Расписание движения поездов через ст.Зима можно найти на сайте www.tutu.ru. |
ст.Зима - г.Иркутск
г.Иркутск - г.Москва
02:17 | Сели на проходящий поезд Северо-Байкальск - Иркутск. |
На вокзале в Иркутске забрали заброску на Ольхон, оставленную в камере хранения, а затем за 700 рублей взяли микроавтобус в аэропорт. В аэропорту ребята сдали вещи в камеру хранения, 100 руб./место в сутки. Грузовой терминал относительно аэропорта находится где-то с другой стороны лётного поля. Наступил момент расставания, основная часть группы остаётся в Иркутске и вечером вылетает в Москву, а я вместе с Анкой, располагая ещё одной отпускной неделей едем на Ольхон. На этом, в описании маршрута можно поставить точку. |
В заключении подробнее расскажу как производится отправка багажа через грузовой терминал аэропорта в Иркутске. Привозим свой груз в терминал. Терминал расположен в промзоне, так что использовать городской общественный транспорт крайне затруднительно. В кассе оформляется пропуск на въезд транспорта с грузом и документы на груз, которые заполняются на складе при приёме груза. По пропуску машина заезжает на склад, там её разгружаем, груз проходит досмотр безопасности как при посадке в самолёт, производится взвешивание, сотрудник склада заполняет бланк, после чего вы оплачиваете перевозку вашего груза. Вам выдают документ, по которым вы получите свой груз в городе назначения, и дают пропуск на выезд машины с территории терминала. Груз должен быть тщательно запакован, на каждой единице упаковки нужно чётко и внятно надписать атрибуты отправителя (Город, ФИО, контактный телефон), аналогично атрибуты получателя (Город, адрес, ФИО, контактный телефон). По прибытии в город назначения вам позвонят по указанному телефону и сообщат о возможности забрать груз. В качестве упаковки мы использовали специально заготовленные полиэтиленовые мешки для мусора большого объёма и скотч. Также на терминале есть услуга по упаковке груза. Дополнительная информация изложена в разделе "Транспорт" данного отчёта.
Поскольку выше упоминается об Ольхоне я бы считал описание незаконченным, если не написал бы пару строк об этом путешествии, поскольку оно определённым образом сопряжено с описанным маршрутом. Похожее сочетание маршрутов мы уже практиковали в 2005 году, сочетав водный поход по Урику и пеший поход по Ольхону. Большая часть информации по Ольхону изложена в указанном отчёте, поэтому здесь я коротко расскажу о впечатлениях и особенностях именно последнего путешествия.
Остров Ольхон.
На этот раз мы решили воспользоваться собственным водным транспортом, т.е. катамараном, имевшимся у нас в распоряжении, тем более, что предыдущий опыт похода по Ольхону показал, что наиболее интересной является именно береговая линия. Но мы сделали одну стратегическую ошибку, выбрав в качестве путешествия береговую линию Ольхона со стороны Малого моря. Дело в том, что с этой стороны проходит автодорога и рельеф этой половины острова позволяет беспрепятственно подъехать к берегу на автомобиле почти в любом месте, поэтому с этой стороны острова сосредоточено большинство отдыхающих. На Ольхон мы приехали 29 июля, в районе километровой отметки 17 по дороге на Хужир, в 17:28 мы вышли на берег где начали стапель. За 3 ходовых дня мы на вёслах прошли вдоль береговой линии Ольхона от ур.Тодак до мыса Нюрганский, что составило приблизительно 45 км. И один ходовой день в обратном направлении от мыса Нюрганский до п.Хужир около 20 км. В период нашего пребывания на Ольхоне дул северо-восточный ветер, так что большую часть времени мы вынуждены были идти против ветра, либо использовать безветренные интервалы времени. Учитывая степной характер растительного покрова в этой части острова, мы активно пользовались газовой горелкой и газом которые заранее заготовили в заброске. Другую информацию об этом районе можно найти в отчёте о пешем походе 2005 года. С Ольхона в Иркутск мы выехали утром 4 августа и вечером того же дня мы прилетели в Москву.